Принцип детерминизма как единство причинности и взаимодействия
Другим фундаментальным принципом марксистской концепции является принцип детерминизма, исходящий из признания универсальной, или всеобщей, закономерной связи явлений мира. Отдельные стороны или звенья этой мировой цепи закономерно связанных между собой явлений (событий) выступают в более конкретной форме, как выражение отдельных причинно-следственных отношений между отдельными явлениями. Их выяснение, т. е. причинное объяснение изучаемых процессов, в том числе и историко-научных событий, составляет существенную часть задач, стоящих перед марксистской концепцией. Говоря о взаимном проникновении противоположностей, Энгельс указывал в «Анти-Дюринге» на то, что «причина и следствие суть представления, которые имеют значение, как таковые, только в применении к данному отдельному случаю; но как только мы будем рассматривать этот отдельный случай в его общей связи со всем мировым целым, эти представления сходятся и переплетаются в представлении универсального взаимодействия, в котором причины и следствия постоянно меняются местами; то, что здесь или теперь является причиной, становится там или тогда следствием и наоборот» [20, с. 22]. В соответствии с этим «точное представление о вселенной. о ее развитии и о развитии человечества, равно как и об отражении этого развития в головах людей, может быть получено только диалектическим путем, при постоянном внимании к общему взаимодействию между возникновением и исчезновением, между прогрессивными изменениями и изменениями регрессивными» [20,с. 22]. Представление о взаимодействии и причинности рождается уже из непосредственного рассмотрения предмета естествознания в его современном толковании.(^Взаимодействие — вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю в целом с точки зрения теперешнего естествознания Мы наблюдаем ряд форм движения... которые... переходят друг в друга, обусловливают взаимно друг друга, являются здесь причиной, там действием... спинозовское: субстанция есть causa sui — прекрасно выражает взаимодействие... Мы не можем пойти дальше познания этого взаимодействия именно потому, что позади его нечего больше познавать. Раз мы познали формы движения материи (для чего, правда, нам не хватает еще очень многого ввиду кратковременности существования естествозна- 121
ния), то мы познали самоё материю, и этим исчерпывается познание. (У Грова все недоразумение насчет причинности основывается на том, что он не справляется с категорией взаимодействия...). Только исходя из этого универсального взаимодействия, мы приходим к действительному каузальному отношению. Чтобы понять отдельные явления, мы должны вырвать их из всеобщей связи и рассматривать их изолированно, а в таком случае сменяющиеся движения выступают перед нами — одно как причина, другое как действие» [20, с. 546, 547]. В другом месте Энгельс выразил ту же мысль несколько иначе. Он охарактеризовал всю познанную человеком природу как некую систему, некую совокупную связь тел, понимая под телами все материальные реальности. «В том обстоятельстве, что эти тела находятся во взаимной связи, уже заключено то, что они воздействуют друг на друга, та. это их взаимное воздействие друг на друга и есть именно движение» [20, с. 392]. Итак, первое, что нам бросается в глаза при рассмотрении движущейся материи, — это взаимная связь отдельных движений отдельных тел между собой, ихобусловленность друг другом. Но «мы находим также, что мы в состоянии вызвать определенное движение, создав те условия, при которых оно происходит в природе; мы находим даже, что мы в состоянии вызвать такие движения, которые вовсе не встречаются в природе (промышленность), — по крайней мере, не встречаются в таком виде, — и что мы можем придать этим движениям определенные заранее направление и размеры. Благодаря этому, благодаря деятельности человека и обосновывается представление о причинности, представление о том, что одно движение есть причина другого» [20, с. 544, 545]. Эта общая постановка вопроса имеет прямое отношение к тому, как ставится и решается данный вопрос (о детерминизме, причинности и взаимодействии) марксистской концепцией в применении к истории вообще, к истории естествознания в частности. Позиция марксистской концепции заключается в том, что она «видит в истории отличающийся внутренней связью, хотя часто и противоречивый процесс развития» [21, с. 507], что исторический процесс развивается противоречиво, запутанно, и что в истории нередки случаи зигзагообразного и даже попятного движения. Развитие как исторический процесс основоположники марксизма трактуют как процесс закономерный, но отнюдь не как прямолинейное восхождение к высшим ступеням развития. Подобное абстрактное представление о развитии лишь проецирует результат на исходный пункт и вытягивает историю в одну единственную прямую линию. Это же относится и к развитию научного знания. Энгельс подчеркивал, что «все человеческое дознание развивается по очень запутанной кривой» [20, с. 555]. 122
Такое диалектическое понимание самого процесса развития приводит к соответствующему пониманию характера законов исторического движения, в том числе законов развития научного знания. Исторический процесс строго закономерен, но это не значит, что все возникающие в его ходе события совершаются жестко, линейно и в духе лапласовского детерминизма. Критикуя представления Лассаля о «железном» законе заработной платы, Маркс и Энгельс подчеркивали, что исторические законы — отнюдь не железны, а напротив, очень эластичны (см. [34, с. 102]). Поэтому марксистская концепция вовсе не стремится к тому, чтобы сводить все многообразие исторических событий к какому-то одному общему знаменателю. Напротив, она исходит из того, что в истории, в том числе и в истории науки, на каждом данном этапе развития существует и проявляется бесчисленное множество различных форм исторического и познавательного движения и действующих на него влияний. Историческое событие является результатом пересечения многих сил, «равнодействующей» многих явлений, участвующих в данном историческом движении. Эти явления, конечно, не равноценны, различаются и по уровню, и по тому месту, которое они занимают в системе социальных сил, причем, согласно марксистской концепции, решающее значение в их взаимодействии принадлежит в конечном счете материально-производственной деятельности человека.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Принцип детерминизма как единство причинности и взаимодействия» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»