1883 год—конец 80-х годов. Продолжение углубленной разработки концепции развития науки в связи с систематизацией всего марксистского учения
Непосредственно после смерти Маркса (март 1883 г.) Энгельс становится фактически во главе международного рабочего движения и как выдающийся его организатор и руководитель, и как теоретик-марксист. Марксистскую концепцию развития естествознания Энгельс разрабатывает в эти годы прежде всего в связи с завершением рукописей II и III томов «Капитала», которые Маркс оставил незаконченными. Взяв на себя выполнение труднейшей задачи — подготовку и публикацию этих двух томов марксова труда, Энгельс вынужден был прекратить работу над «Диалектикой природы», хотя он и в это время сделал ряд новых замечаний и прибавлений к ней, задумывался над ее общей структурой и по всем данным не оставлял мысли о том, чтобы в скором времени ее окончить. В начале 1886 г. Энгельс пишет философский труд энциклопедического характера «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». В нем формулируется основной вопрос философии, причем это делается в связи с развитием естествознания; в ходе критики агностицизма подчеркивается роль практики — эксперимента и промышленности — для развития теоретического естествознания. Здесь же Энгельс ставит вопрос о движущих силах развития философии, рассматривая этот вопрос опять-таки во взаимосвязи философии и естествознания. Противопоставляя диалектический и метафизический способы мышления, он характеризует материализм XVIII в. по преимуществу как метафизический и механистический. Он обстоятельно раскрывает диалектику человеческого познания вообще и естественнонаучного познания в особенности. В связи с этим методологически более глубоко обосновывается выделение двух периодов в развитии естествознания: первого — до конца XVIII в. и второго — XIX в., особенно со второй его трети. С этим связана характеристика, данная Энгельсом трем великим естественнонаучным открытиям XIX в.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «1883 год—конец 80-х годов. Продолжение углубленной разработки концепции развития науки в связи с систематизацией всего марксистского учения» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»