70-е годы — 1883 год. Углубление концепции истории естествознания в связи с систематизацией всего марксистского учения
В 70-х годах основоположники марксизма приступают к систематическому изложению основных частей своего учения — философии, политэкономии и научного социализма — в их взаимной внутренней связи. Марксистское понимание основных тенденций развития естествознания, его движущих сил и периодов углубляется и расширяется на основе разработки целостного и систематического изложения научных взглядов на природу, общество и мышление. 70-е годы были для Маркса годами интенсивной работы над II и III томами «Капитала», в которых он дает анализ процесса обращения и производства капитала, взятого в целом. В эти же годы он не перестает интересоваться проблемами развития естествознания, последними достижениями в физике, физиологии, химии. Он продолжает изучать литературу по проблемам сельского хозяйства, агрохимии, агрономии, конспектирует книги русского химика А. И. Энгельгардта, геолога Джокса и др. В своем конспекте (1878) книги Д. Ф. У. Джонстона «Основы сельскохозяйственной химии и геологии» (1856) Маркс сделал запись, которая объясняет его интерес к проблемам геологии: «He-58
посредственное отношение геологии к агрикультуре». Этим же объясняется интерес Маркса к книге Аллена Гранта «Геология и история». Тогда же Маркс конспектирует ряд книг по физиологии: в 1875 г. книгу В. Прейера «Об исследовании жизни, посвященную преимущественно проблеме происхождения жизни» (1873); в 1876 г. книгу М. Я. Шлейдена «Физиология растений и животных и теории культивирования растений» (1850) и книгу И. Ранке «Основы физиологии человека» (1875), где Маркс обращает внимание на роль микроскопа в развитии физиологии, на столкновение различных школ, занимающихся исследованием клеток, на синтез мочевины, осуществленный Велером. В письме от 18 июня 1875 г. к П. Лаврову Маркс обращает внимание на опыты немецкого химика и физиолога М. Траубе по созданию исскуственной клетки, отмечая их большое значение для объяснения возникновения жизни. В 1876 г. он конспектирует книгу А. Фикка «Силы природы в их взаимоотношении». Правильное понимание Энгельсом учения об энергии лежит в основе его критических замечаний (1882) на работу Подолинского «Человеческий труд и сохранение энергии». В это же время Маркс обращает внимание на производимые М. Депре опыты по передаче электроэнергии на большие расстояния. Позднее в письме к Э. Бернштейну от 27 февраля—1 марта 1883 г. Энгельс подчеркнет революционизирующее воздействие этих опытов на развитие промышленности. Тогда же Маркс конспектирует 1-ю часть книги Л. Оспиталье «Основное применение электричества». В 70-е годы К. Маркс интенсивно занимается высшей математикой и историей дифференциального и интегрального исчисления. Он делает выписки из ряда книг по математическому анализу, конспектирует различные математические трактаты и учебники, анализирует метод Лагранжа, сопоставляет теоремы Маклорена и Тейлора, вычленяет основные этапы обоснования дифференциального исчисления. В «Математических рукописях» Маркс смог наметить линию нового обоснования дифференциального исчисления с помощью понятия «операция», выявить основные этапы развития фундаментальных понятий высшей математики, исторические вехи в ее философско-методологическом анализе и обосновании. Интерпретация Марксом развития математического анализа показывает, насколько глубоко и с каким знанием дела он, так же как и Энгельс, подходил к осмыслению основных путей развития той или иной научной дисциплины. «Математические рукописи» Маркса являются воплощением диалектико-материалистических принципов анализа развивающегося знания, а именно принципов историзма, смены и развертывания проблем, выявления того, что развитие научного знания осуществляется в перекрещивающихся и нередко обходных направлениях. 59
В этот же период Энгельс начинает вплотную заниматься систематическим изучением естествознания и его истории. В конце мая 1873 г. он задумывает специальную работу о диалектике природы и ее познания. В течение первых трех лет (с мая 1873 г. по май 1876 г.) он собирает различные материалы из области естественных наук и математики, делает множество заметок, касающихся диалектики естествознания и его истории, вникает прежде всего в философские проблемы отдельных отраслей современной ему науки о природе. Работа Энгельса над проблемами диалектики естествознания связана прежде всего с задачами целостной разработки марксистского учения, проверки и дальнейшего развития диалектической методологии на материале современного естествознания и его истории. Сам Энгельс неоднократно указывал на то, что громадная работа по философскому обобщению достижений естественных наук осуществлялась им для доказательства методологической эффективности диалектического метода, ради изложения принципов всего марксистского учения. Энгельс постепенно расширяет круг рассматриваемых проблем, начиная с более общих, касающихся всего естествознания, и переходя к конкретным проблемам отдельных естественных наук — механики, физики и химии, затем биологии, а также математики v. астрономии. В 1875—1876 гг. он завершает сбор основного материала, значительно расширив исторический взгляд на предмет исследования в двух направлениях: во-первых, включив историю природы, во-вторых — историю ее познания, т. е. историю естествознания, в единстве с практическим освоением природы. Он исходит из предпосылки, согласно которой познание природы должно развиваться в той же последовательности, в которой развивается сама природа, т. е. от простого к сложному. Поэтому в истории естествознания сначала раскрываются закономерности более простых форм движения, затем познаются закономерности более сложных его форм. Такой подход явился конкретизацией одного из принципов материалистической диалектики — принципа единства исторического и логического. В начале 1876 г. Энгельс подробно разрабатывает специальный вопрос о пограничной области между естествознанием и историей, анализируя проблему происхождения человека с точки зрения трудовой теории антропогенеза. Этим Энгельс связал воедино естественно-биологические и общественно-исторические науки. Следующие два года (с мая 1876 г. по июль 1878 г.) Энгельс целиком посвящает критике работ Е. Дюринга. После выхода в свет «Анти-Дюринга» Энгельс смог вернуться к прерванной работе над «Диалектикой природы». Он анализирует историю открытия закона сохранения и превращения энергии, споры о мере движения в истории механики и физики, раскрывает философское значение новых достижений в химии, прежде всего 60
в атомистике, и в физике, главным образом в изучении электричества. Несмотря на фрагментарный, незавершенный характер «Диалектики природы», именно в ней наиболее полно и систематически разработана и изложена марксистская концепция истории естествознания. Здесь достаточно полно освещен вопрос о движущих силах развития естествознания, об относительной самостоятельности научного познания и его движения, об обратном активном воздействии науки на производство. Однако главное внимание обращено на выяснение связи между философией и естествознанием, на раскрытие диалектики естествознания (познания природы, или субъективной диалектики) как отражения диалектики природы (объективной диалектики). В этой связи Энгельс особенно тщательно анализирует внутреннюю логику развития отдельных естественных наук и всего естествознания в целом, а также историю и логику крупнейших научных открытий. Вместе с тем он решает вопрос об общей периодизации развития естествознания, вскрывает основные противоречия, действующие в рамках каждого отдельного периода, характер и существо научных революций, совершавшихся в естествознании того или иного периода. Большое внимание он уделяет перспективам научного прогресса и выдвигает ряд замечательных предвидений, основанных на творческом применении марксистского диалектического метода. Работы Энгельса по диалектике естествознания были написаны на основе принципа партийности философии и неразрывно связаны со всей борьбой, которую вели основоположники марксизма со своими идейными противниками. Это особенно ярко проявилось в работе Энгельса «Анти-Дюринг», в которой философский анализ достижений естественных наук теснейшим образом переплетается с выяснением теоретического содержания и характера воззрений Дюринга. Здесь острейшая критика Дюринга сочетается с изложением собственных взглядов Энгельса. Написанный в 1876—1878 гг. «Анти-Дюринг» в полном смысле явился энциклопедией марксистской науки. Именно здесь в их взаимной связи изложены три основные составные части марксизма — философия, политическая экономия и социализм. Тем самым здесь впервые (после «Манифеста коммунистической партии») изложена система взглядов Маркса и Энгельса. В «Анти-Дюринге» Энгельс освещает с позиций материалистической диалектики предмет философии, единство мира, категории материи и движения, вопрос о пространстве и времени, о различных формах движения материи и их взаимосвязи, законы диалектики, соотношение формальной логики и диалектики. В этом прозведении Энгельс показывает несостоятельность натурфилософии и подчеркивает историческую необходимость диалектического метода мышления на основании анализа всего предшествующего развития естествознания и его современного состоя- 61
ния. Истолкование диалектики как метода научного мышления, научного исследования и объяснения составляет важную сторону «Анти-Дюринга». Привлечение материала из области естествознания служит Энгельсу для двух целей: во-первых, для разоблачения характера взглядов Дюринга и его слабой компетентности в вопросах естествознания, во-вторых, для того чтобы развить и обосновать принципы и законы диалектики, углубить и обосновать ее категории. Для марксистской концепции истории естествознания особый интерес представляет предисловие ко 2-му изданию «Анти-Дюринга» (1885), в котором Энгельс освещает диалектику современного ему естествознания и вопросы, касающиеся взаимоотношения философии и естествознания.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «70-е годы — 1883 год. Углубление концепции истории естествознания в связи с систематизацией всего марксистского учения» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»