Принцип историзма в «докритических» трудах Канта по естествознанию
С точки зрения предыстории марксистской концепции истории естествознания интересны не только чисто философские работы «критического» Канта, но и его ранние работы, особенно касающиеся естествознания, а также более поздние работы натурфилософского характера. Наиболее крупным произведением «докритического» Канта была «Всеобщая естественная история и теория неба, или опыт об устройстве и механическом происхождении всего мироздания, истолкованных сообразно принципам Ньютона» (1755). Этим произведением был нанесен первый серьезный удар по господствовавшему тогда в естествознании метафизическому взгляду на природу и начато проникновение в науку исторического взгляда на мир, на его генезис и развитие. Своей космогонической гипотезой Кант не только указал магистральный путь развития для будущего естествознания и конкретный способ перехода от метафизики к идее развития во взглядах на природу, но и раскрыл преемственную связь между новыми, вступающими в силу идеями естествознания (идеей развития) и старыми, уже сложившимися идеями ньютоновской механики. Благодаря этому раскрывалась преемственная логическая связь между новым и старым, между диалектикой и метафизикой в естествознании, а вместе с тем — и сама внутренняя логика развития естественнонаучной мысли. В самом деле, Кант не только не отвергал ньютонову механику, а прямо исходил из нее, двигаясь вперед от неизменной системы мира Ньютона к своей системе мира, исторически возникшей и развившейся из первоначальных простых образований — хаоса, или туманности. «Представив мир в состоянии простейшего хаоса, — писал Кант, — я объяснил великий порядок природы только силой притяжения и силой отталкивания — двумя силами, которые одинаково достоверны, одинаково просты и вместе с тем одинаково первичны и всеобщи. Обе они заимствованы мною из философии Ньютона. Первая в настоящее время есть уже совершенно бесспорный закон природы. Вторая, которой физика Ньютона, быть может, не в состоянии сообщить такую же отчетливость, как первой, принимается здесь мною только в том смысле, в каком ее никто не оспаривает, а именно для материи в состоянии наибольшей разреженности, как, например, для паров. На столь простых основаниях я совершенно естественно строю всю свою последующую систему...»23. Весь процесс развития первоначальной туманности (хаоса) в современную Солнечную систему Кант представляет как результат игры и столкновения двух противоположных сил — при- 23 Кант И Соч., т. 1. М., 1963, с. 131 36
тяжения и отталкивания, присущих материи. В этом отношении «докритический» Кант выступает как естественнонаучный материалист: «Мне думается, — пишет он, — здесь можно было бы в некотором смысле сказать без всякой кичливости: дайте мне материю, и я построю из нее мир, т. е. дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир. Ибо, раз дана материя, которая по природе своей одарена' силой притяжения, нетрудно определить те причины, которые могли содействовать устроению системы мира, рассматриваемой в целом» 24. Кант поставил задачу выяснить не только то, как образовалась Солнечная система, но и то, что ее ожидает в будущем, каков ее возможный конец. В «Исследовании вопроса, претерпела ли Земля в своем вращении вокруг оси, благодаря которому происходит смена дня и ночи, некоторые изменения со времени своего возникновения» (1754) Кант констатировал, что «Земля неуклонно приближается к моменту приостановки своего вращательного движения...»25. Таким образом, историзм Канта позволил ему охватить единым взглядом всю историю Солнечной системы и нашей планеты, от начального ее пункта до конечного. Но Кант как естествоиспытатель интересовался не только вопросами космогонии и небесной механики. Его интересовали также вопросы геологии, географии, метеорологии. Этому были посвящены работы «О причинах землетрясения» (1756), «Новые замечания для пояснения теории ветров» (1756) и др. В работе «Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения» (1754) Кант, говоря о процессе старения как изменении, «пытался правильно определить то понятие, которое необходимо себе составить об этом изменении» 26. Он пишет: «Старение какого-нибудь существа в ходе его изменения не есть определенная стадия, вызванная внешними или насильственными причинами»27. То, что вещь должна в конце концов прийти в упадок и погибнуть, есть естественная ступень в ходе ее существования и следствие тех же причин, которые вызвали ее образование. Все предметы природы подчинены этому закону. В названной работе Канта отражены также химические воззрения середины XVIII в. Так, сопоставляя уровень духовного развития древних народов с уровнем его развития в XVIII в., Кант обнаруживает перемену, способствующую и нравственности и наукам28. Таким образом, принцип историзма распространяется Кантом и на духовную жизнь человечества, в том числе и на научное познание. 24 Кант И. Соч., т. 1, с. 126. 25 Там же, с. 90. 26 Там же, с. 114. 27 Там же, с. 98. 28 Там же, с. 113. 37
К области механики и физики относится самая ранняя работа Канта «Мысли об истинной оценке живых сил» (1746). Здесь, обращаясь к истории науки, он анализирует спор о мере движения, в котором Лейбниц отстаивал понятие живых сил. В этой работе Кант выдвинул важные положения, касающиеся авторитетов в науке и свободы их критики. «В настоящее время можно смело не считаться с авторитетом Ньютона и Лейбница, если они препятствуют открытию истины, и не руководствоваться никакими иными соображениями, кроме велений разума... Нет большей хвалы для этих мужей, чем смелое порицание всех мнений, не исключая их собственных... После столь больших усилий, затраченных величайшими людьми в борьбе за свободу человеческого ума, есть ли еще основание опасаться, что исход этих усилий придется им не по душе?» 29 В позднейших трудах Канта вопросы естествознания затрагивались, как правило, в связи с изложением проблем теории познания, но не в специальных естественнонаучных работах. К немногим исключениям следует отнести «Метафизические начала естествознания» (1786), где изложена идеалистическая динамическая теория Канта. Согласно этой теории, материя представляет собой вторичное образование, основу которого составляют две противоположные силы — отталкивание и притяжение, объединяющиеся в понятии материи. «При одной лишь силе притяжения, без отталкивания невозможна никакая материя» 30. Динамическая теория, в корне противоположная атомистическому учению, которое развивали представители механистического материализма и естествознания, получила развитие позднее в трудах Шеллинга и Гегеля. Ее рациональное зерно было очищено от идеализма Энгельсом и явилось важным пунктом в разработке «Диалектики природы», особенно в разделе «Основные формы движения».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Принцип историзма в «докритических» трудах Канта по естествознанию» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»