По принятой схеме разделительного завода газ, поступающий в данную сту- пень, делится пополам] половина (диффундирующая через фильтр) газа направ- ляется в следующую ступень для дальнейшего обогащения, другая же половина газа, прошедшая мимо фильтра и обедненная, направляется в предыдущую сту- пень для повторного обогащения. Для осуществления такого движения газа необходимо каждую ступень снаб- дить соответствующим нагнетателем — компрессором. Компрессор, таким образом, является вторым после фильтров важнейшим элементом каждой разделительной ступени. Проблема выбора подходящего типа компрессора натолкнулась на ряд труд- ностей, которые до сих пор не могут считаться окончательно решенными. От компрессора требуется, прежде всего, чтобы он давал достаточно большой напор при большой производительности. В принятых нами условиях требуется, чтобы степень сжатия газа (шести- фтористого урана) была не меньше 4, но работать компрессор должен в услови- ях вакуума, т.е. когда давление шестифтористого урана значительно ниже ат- мосферного (около 0,01 атмосферы). При этом компрессор должен быть идеально уплотнен, так чтобы атмосферный воздух не мог проникнуть внутрь. Само собой разумеется, что компрессор и все его детали должны быть доста- точно коррозиустойчивы17 по отношению к газообразному шестифтористому урану. Благодаря большому удельному весу шестифтористого урана (он в 12 раз тяжелее воздуха) и, следовательно, легкой сжимаемости его было решено выб- рать центробежный компрессор для нагнетания шестифтористого урана. Центробежный компрессор казался наиболее целесообразным для наших целей вследствие простоты его. Центробежный компрессор для наших целей представляет собою, как пока- зали предварительные расчеты, простую газодувку.15 Вопрос заключается в том, как уплотнить такой компрессор и как он будет работать в условиях рабочего газа, когда скорость вращения лопастей компрес- сора значительно выше скорости звука в газе. (В шестифтористом уране ско- рость звука очень мала, в 4 раза меньше скорости звука в воздухе.) Второй вопрос не мог быть решен без первого, ибо нельзя было испытать компрессор на рабочем газе, пока этот компрессор не уплотнен. Наиболее трудным оказалось решить проблему уплотнения вращающегося вала компрессора у выхода его наружу для присоединения к двигателю. 571 В связи с этим казалось целесообразным максимально уменьшить число этих трудных мест, т.е. число двигателей. Этого можно достигнуть только уста- новкой на одном валу большого числа компрессоров. Таким образом, возникла идея о такой конструкции машин, при которой в одном агрегате с одним валом было бы сосредоточено много разделительных ступеней. Одновременно экспериментально разрабатывался вопрос о полностью гер- метизированном компрессоре, в котором и двигатель (электромотор) тоже нахо- дится в вакууме, т.е. без выходящего наружу вала.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Нагнетатели (компрессоры), уплотнение и смазка» з дисципліни «Атомна бомба (1945-1954)»