ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія науки і техніки » Наука в історії суспільства

ХАРАКТЕР НАУКИ В ЭПОХУ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Семьдесят лет—с 1760 no I830 год, и в особенности тридцать лет—с 1770 по 1800 год, явились периодом решающего поворота в мировой истории. Они знаменуют первую практическую реализацию новых возможностей машин в рамках новой, капиталистической производительной промышленности. Сто­ило только стать на этот путь, как огромный размах прогресса промышленности и науки XIX столетня стал неизбежным. Новая система была настолько дей­ственнее и настолько дешевле старой, что никакая серьезная конкуренция с ней была уже невозможна. Не могло быть также и никакого поворота назад. Рано или поздно должен был измениться весь уклад, жизни каждого человека во всем мире. Этот критический переход явился кульминационным пунктом тех преобразований в технике и экономике, которые, как это было показано, достигли наивысшей точки в Англии, в области техники, около 1760 года, а во Франции, в области экономики и политики,—тридцатью годами позже. Осуществить эти преобразования было нелегко; и не случайно, что период этот был эпохой беспримерных в истории революций и войн.
В науке преобразования XVIII века носили также революционный харак­тер, причем выражение «революция в пневматике» относится только к одно­му из аспектов этих преобразований. Хотя в традиционных трудах по истории науки они и трактуются только как придаток к отказу Коперника—Галилея— Ньютона от античной пауки, это критерий лишь того, до какой степени сами историки все еще находятся под гипнозом классической традиции. XVII век разрешил поставленные древнегреческой наукой проблемы с помощью новых математических и экспериментальных методов. Ученые XVIII века должны были
302
Наука и промышленность
решать этими методами такие проблемы, о которых древние греки никогда даже и не задумывались. Но они должны были сделать больше того; им пред­стояло прочно ввести науку в производственный механизм в качестве его нераз­дельной составной части. Применение силовых установок, химии и электричест­ва отныне должно было сделать науку совершенно необходимой для промышлен­ности. Первый шаг к этому был сделан в XVII веке, когда достижения в облает» астрономии поставили науку па службу мореплаванию. И все же она в значи­тельной степени продолжала оставаться тем, чем стала в классические време­на,—некоей скрытой частью системы верований, воздвигнутой в интересах пра­вящих классов. Иными словами, это была часть идеологической надстройки. По сути дела, наука ничего не дала промышленности. На заре же XIX века она должна была, не теряя своего академического характера, стать одним из глав­ных элементов производительных сил человечества. Это, как мы увидим далее, должно было стать постоянной и неизменно растущей в своем значении харак­терной ее чертой, которой суждено было пережить социальные формы капи­тализма, содействовавшего ее зарождению.
В области идей век революций дал очень мало такого, что можно было бы сравнить с научными открытиями или техническими изобретениями этого пе­риода. Для того чтобы переварить в голове события и преобразования, быстрс следовавшие одни за другими на протяжении периода с 1760 по 1830 год, тре­бовалось время. В области мышления эпоха эта находится па грани двух пе­риодов Идеи, вдохновившие революцию, были идеями французских философов— Вольтера и Руссо. Они были наследием Ньютона и Локка, основанным на эмо­циональной вере в человека и в возможность его совершенствования посред­ством свободных учреждений и просвещения, стоит только порвать те узы, которыми связали его церковь и корона. Отзвук этих идей в Германии можно было найти в глубокомысленных размышлениях Канта (1724—1804), пытавшегося объединить в единую систему достижения науки и внутренний свет разума.
Идеи, которые должны были зародиться в XIX веке, были основаны на тяжком опыте промышленной революции и отказе людей, которым принадлежа­ла культура и собственность, слишком буквально применять лозунги свободы, равенства и братства. Попытка применить социальную философию Просвеще­ния во французской революции обнаружила ее серьезные недостатки. В частности, она показала, как мало новые идеи касались жизни крестьян и бедных рабочих, составлявших основную массу населения. Именно они— народ—придали революции ее силу, однако, когда ее непосредственная цель— ликвидация ограничений, налагавшихся феодализмом на частное предприни­мательство,—была достигнута, тот же самый народ стал чернью, угрозой, постоянно висевшей над обладателями собственности, столпами общества. Наука, просвещение, либеральная теология, некогда бывшие в моде, стали те­перь считаться опасными мыслями. Непосредственный переход этот можно на­глядно увидеть, сравнив оптимизм Годвина (1756—1836) с суровой и безнадеж­ной картиной человеческого существования, нарисованной Мальтусом (1766— 1834) (стр. 553).
Значительный прогресс идей явился прямым следствием великих преобра­зований этого времени. Это было признание наличия исторического и непрелож­ного элемента в человеческих делах. В соответствии с официальной—ньютонов­ской—либеральной точкой зрения считалось, что естественные законы, которые были перенесены с солнечной системы на жизнь человека и на человеческое общество, установлены на вечные времена, Нужно было лишь открыть, чтб представляли собой эти законы, и раз навсегда привести промышленность, сельское хозяйство и общество в соответствие с ними. Неудача попытки фран­цузской революции учредить век разума дала возможность развиться противо­положной точке зрения—идее эволюционного развития. Такая идея в отно­шении человеческих обществ действительно мелькнула в начале XVIII века
Предпосылки а последствия промышленной революции
303
у Вико (1688—1744) (стр. 551), а позднее Бюффон (1707—1788) и Эразм Дарвин (1731—1802) выдвинули предположение, что организмы и даже сама Земля имели длительную эволюционную историю. Однако обобщить эти идеи в фило­софскую систему выпало на долю Гегеля (1770—183J), а показать следствия эволюционной борьбы в природе и обществе предстояло позднее, в XIX веке, Чарлзу Дарвину (1809—1882) и Карлу Марксу (1818—1883) (стр. 557 и далее).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ХАРАКТЕР НАУКИ В ЭПОХУ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ» з дисципліни «Наука в історії суспільства»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ОСНОВНІ ПРИНЦИПИ ТА ЕТАПИ ТВОРЧОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ЗІ СТВОРЕННЯ НОВОГО ...
Поняття та види банківських інвестицій
Аудит збереження запасів
Граматичні ознаки іменника
ГОЛОВНІ РИНКОВІ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОВАРУ


Категорія: Наука в історії суспільства | Додав: koljan (24.05.2013)
Переглядів: 906 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП