Французские ученые последних дней монархии были глубоко проникнуты тем духом усовершенствования, который несли с собой философы, и новый режим открыл перед ними богатые возможности. В общем процессе ликвидации остатков феодализма и прославлении разума наука играла решающую роль. Все революционные правительства официально признали ее значение, много давали ей и в свою очередь многого от нее ожидали. Некоторые ученые, подобно Монжу(1746—1818) и Лазарю Карно(1753—1823),были ярыми республиканцами и немедленно занялись экономической и даже военной администрацией. Другие, подобно Байи (1736—1793), Кондорсе (1743—1794) и великому Лавуазье, хотя вначале и полностью сотрудничали с этими правительствами, не могли, однако, отречься от своей близости к старому режиму и стали жертвами народной реакции на вторжение во Францию. Большинство же было занято реформой устаревшей государственной машины и системы просвещения на научных основах. Первой задачей была реформа мер и весов и установление метрической системы, что было окончательно завершено в 1799 году. Чтобы осуществить эту задачу, потребовалась революция, как об этом свидетельствует упорная живучесть старых громоздких систем повсюду, куда ни проникало влияние Франции и французской логики. Второй важной задачей было создание современной научной системы просвещения, первого настоящего изменения в области просвещения с эпохи Возрождения. Революционеры строили его систематически и в больших масштабах, строили на основах, уже заложенных в диссидентских академиях Англии и в военных школах Франции, несмотря на противодействие старых университетов. Исключение представляла Шотландия; как мы видели, шотландские университеты с самого начала находились на передовой линии научного прогресса. Среди питомцев диссидентских академий были Пристли и фабрикант железных изделий Уилкинсон, из французских военных школ вышли математики Монж и Понселе, а также такие солдаты, как Наполеон и, как это ни странно, Веллингтон, обучавшийся здесь после окончания Итона. Для промышленности и войны наука стала насущно необходимой. Создание Высшей нормальной школы, Медицинской школы и, наиболее крупной из них всех. Политехнической школы дало образцы научных, педагогических и исследова- Предпосылки и последствия промышленной революции 299 тельских учреждений будущего 4-76. Прием в эти школы только самых выдающихся людей обеспечил создание типа ученого-профессора, живущего на свое жалованье, который должен был в XIX веке заменить дворянина-любителя или пользовавшегося покровительством и работавшего по их заказу ученого ранних времен. Среди первых выпускников новых учебных заведений мы находим такие имена, как Шарль (1746—1823), Гей-Люссак (1778—1850), Тенар (1777—1853), Мал юс (1775—1812) и Френель (1788—1827); всем им суждено было добиться больших достижений во многих отраслях науки. Эти учреждения давали талантливым представителям всех классов общества благоприятную возможность занять прочное место в науке. Именно им Франция обязана своим научным превосходством на мировой арене, которое она продолжала сохранять за собой и в XIX вгке до тех пор, пока Англия и Германия не последовали ее примеру в постановке научного просвещения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА НАУКУ» з дисципліни «Наука в історії суспільства»