ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія науки і техніки » Наука в історії суспільства

Век разума. Джозеф Пристли
Влияние успехов науки чувствовалось не только в области промышленно­сти. Начиная с Франклина, ученые конца XVIII века как в Англии, так и во Франции принадлежали главным образом к радикалам и либералам. Наиболее характерной фигурой этого движения, сочетавшей в себе увлечение наукой, филантропией и радикальной политикой, был Джозеф Пристли (1733—1804). Сын владельца ткацкой мастерской в Йоркшире он получил образование в дис­сидентской академии в Давентри, готовясь стать священником конгрегацион-ной церкви. Он жадно вбирал в себя новый дух просвещения, который привел его не к неверию, как это случилось бы во Франции, а к рациональному хри­стианству все более унитарианского типа. Это плохо рекомендовало его в гла­зах ортодоксальной церкви, однако научная подготовка Пристли и его интересы привели его к контакту с научным миром и, в частности, с Вениамином Франк­лином, который внушил ему мысль написать «Историю электричества» 5в», что и побудило Пристли вступить на стезю науки. В 1767 году Пристли стано­вится священником в Лидсе, где проводит свои эксперименты над углекислым газом (стр. 347). С этого момента он начинает пользоваться поддержкой со сто­роны промышленников и нескольких меценатствующих аристократов. В наи­более плодотворный период своей жизни, с 1773 по 1780 год, он пользовался домом и лабораторией, которые были ему фактически предоставлены лордом Шельберпом. Именно здесь он открыл кислород, что принесло ему мировую славу.
Тем не менее для самого Пристли эта научная деятельность была лишь вто­ростепенной по отношению к его главной цели—догматической полемике в за­щиту свободной религии. Религиозные взгляды Пристли были тесно связаны с его научными взглядами. Будучи далек от мысли разобщать материю и дух, разум и веру, как это делал Декарт, он искал чистого откровения, которое объе­динило бы их. Это откровение он искал как в св. писании, так и в природе, считая се делом божества. По его мнению, энергия, открытая при нахождении электричества, доказывала, что материя не инертна и поэтому не является внутренне не способной к ощущениям. В одном отношении его мышление воз­вращается к гилозоизму Эригены (стр. 174); в Другом—устремлено к организ-малической философии Уайтхеда. Такие верования, как вера в ев, Троицу, искупление, предопределение и даже в существование души, он рассматривал как «искажение христианства» 5-в-1В0. В XVIII веке такие взгляды имели ограниченное применение. Французам было странно видеть философа, верящего в бога; англичане находили, что религия Пристли мало чем отличается от атеиз­ма. Тем не менее он твердо верил в христианскую мораль, «которая представ­ляет собой не что иное, как хорошо известные житейские обязанности, большее благочестие по отношению к богу, большую благожелательность по отношению к человеку». Именно в этом духе Пристли поддерживал всякую форму улучше­ний в общественной или культурной области, стремясь, как он говорил, «к ве­личайшему счастью величайшего числа людей».
Пристли никогда не принимал активного участия в политической жизни; однако даже тогда, когда общественное мнение выступало против тенденций французской революции, даже простое, публично выраженное несогласие не только с догматами англиканской церкви, как установленными законом, но и со взглядами благонамеренных раскольников рассматривалось как равносильное мятежу, если не измене. Кроткий и благожелательный доктор Пристли скоро
296 Наука и промышленность
превратился в радикальное республиканское пугало. Напряжение достигло пре­дела в 1791 году, когда Бирмингемская клика, выступая в защиту церкви и ко­роля, при попустительстве властей сожгла его дом, находившийся вблизи Бир­мингема, в результате чего полностью погибли его библиотека и лаборатория. Даже тогда, когда Пристли не грозила больше опасность насилия, коллеги на­столько сторонились его из-за его политических взглядов, что он эмигрировал в Америку, где и умер в 1804 году. Казалось, события сложились не в пользу его непосредственной миссии, и тем не менее, прямо или косвенно, его влияние должно было снова подняться, чтобы вдохновить либеральное и филантропи­ческое движение XIX века (стр. 303, 554 и далее),

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Век разума. Джозеф Пристли» з дисципліни «Наука в історії суспільства»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит інвестицій. Мета, завдання та джерела перевірки
Как надо понимать закон инерции
Слово і його ознаки
Інвестиційні можливості
МОНІТОРИНГ ІНВЕСТИЦІЙНОГО ПРОЦЕСУ


Категорія: Наука в історії суспільства | Додав: koljan (24.05.2013)
Переглядів: 820 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП