Достопочтенный Роберт Бойль родился в 1627 году в Лисморе. Он был седьмым сыном и тринадцатым по счету ребенком Ричарда Бойля, первого герцога Коркского, свирепого и удачливого стяжателя, жившего во времена королевы Елизаветы и умножившего свои угодья незаконным захватом чужих земель4-67 Молодой Роберт провел годы, в которые юношество обычно осо- * Термин «виртуозы» автор берет в его Гпереноспоы значении, понимая под этим людей, достигших совершенства или необыкновенного мастерства в каком-либо деле.— Прим. перев. 254 Рождение современной науки бенно восприимчиво ко всему доброму и злому, в пуританской атмосфере Женевы, где, подобно своим современникам Паскалю и Стено, подпал под влияние религии. Однако в отличие от Паскаля это не сделало его противником науки, а заставило стремиться использовать ее для поддержки откровения св. писания. Отчасти по этой причине, отчасти же потому, что в течение всей своей жизни он был тяжело больным человеком, Бойль вел аскетический образ жизни, не принимал участия в гражданской войне, посвятив себя новой экспериментальной философии и отдав ей свое крупное состояние. Он сотрудничал в «невидимой коллегии» в Оксфорде и был одним из первых инициаторов создания Королевского общества, где в 1680 году ему был предложен пост президента, по он отклонил это предложение ввиду своих сомнений относительно клятвы. Бойль, несомненно, представлял собой центральную фигуру в Королевском обществе начального периода его существования, подобно тому как Ньютон был центральной фигурой в период его расцвета. Перу Бойля принадлежит множество сочинений на религиозные и научные темы. Наиболее известными его трудами, если не считать работы об «Упругости воздуха», были «Святой любовник», «Химик-скептик» и «Безуспешность экспериментов». В результате раннего увлечения Бойля атомистической теорией появился его эпохальный труд о пустоте и газовые законы. Позже он уже не достиг таких успехов, отчасти из-за недостаточного математического и экспериментаторского искусства, но главным образом потому, что пытался объяснить химические проблемы неприменимыми к ним механическими теориями, не ожидая, пока будет накоплено достаточное количество фактов для разрешения их сколько-нибудь иными средствами. Его интересы распространялись также на физиологию и медицину, где у него было еще меньше надежды на значительные достижения. Тем не менее он заражал своими увлечениями и энтузиазмом других ученых, и многими из своих успехов в следующем столетии наука была обязана тем, что ее вдохновил Бойль. В лице Бойля мы можем видеть соединение пиетистского и филантропического аспектов новой науки. В нем сочеталось желание показать славу бога, открывающуюся в его творениях, со стремлением помочь своим ближним, и он фактически стал членом правления Бермудской и Ост-Индской компаний для того, чтобы претворить в жизнь свои планы обращения язычников в христианскую веру Однако в отличие от средневековых пиетистов он показал себя в осуществлении этих целей крайне практичным человеком. В своем памфлете «Да будут блага человечества умножены проникновением естествоиспытателя в ремесла»4-1 ! Бойль писал: «...Я закапчиваю это замечанием, что поскольку вы, как я надеюсь, уверены в том, что экспериментальная филоссфия может не только сама выиграть от проникновения в ремесла, но и в свою очередь содействовать их развитию, то благотворное влияние, которое она может на них оказать, является не последним средством, с помощью которого естествоиспытатель может использовать ее для расширения могущества человека. Ибо тот факт, что надлежащее управление различными ремеслами, совершенно очевидно, должно явиться заботой общественности, доказывается теми многими доныне действующими английскими писаными законами об управлении ремеслами дубильщиков, обжигальщиков кирпича и различными другими профессиями механиков, снизойти до которых не погнушались законодатели, чтобы разработать очень подробные правила и инструкции».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Роберт Бойль» з дисципліни «Наука в історії суспільства»