Завершение выполнения этой задачи должны были взять на себя два человека, происходивших из менее развитых в культурном отношении, но значительно более активных северных стран,—Бэкон и Декарт. Эти две крупные фигуры появились па стыке средневековой и современной наук. Оба были по самой сущности своей пророками и публицистами, людьми, которые уже видели возможности познания и поставили себе целью показать их миру. Оба они были по масштабам своих знаний универсалами, несмотря на все их различие в подходе к проблемам познания. Трудно было бы также найти двух ^олее различных по темпераменту людей, чем своекорыстный, самодовольный, Научная революция 241 а позднее и довольно напыщенный адвокат, всегда находившийся в центре общественных дел, и крайне замкнутый, одинокий бывший кондотьер. Но каждый из них был по-своему типичен для природы той научной революции, которая произошла в его стране. Бэкон делал упор на чисто практическую сторону нового движения, на его применимость к совершенствованию ремесел, его полезную роль в созда нии более здравой оценки окружающего мнра. Живя при дворах знатных особ Англии времен Елизаветы и Иакова, он нашел, что стоящие перед ним трудности порождены не столько существованием застывших систем мышле ния, сколько потребностью заложить пр^эчгше,^институционные основы новой, приемлемой для всех философии. ~~ " " ~~ Такая философия была выдвинута не только для того, чтобы заменить ею устаревшие воззрения, но также и для приведения в порядок того хаоса умозрений, который вызвала к жизни реформация в Англии. Декарту же пришлось вести борьбу против средневековой системы мышления, укоренившейся в официальных университетах Франции, и ему удалось добиться успеха только с помощью логики, более ясной и интеллектуально более неотразимой, чем логика схоластов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Пророки. Бэкон и Декарт» з дисципліни «Наука в історії суспільства»