В математике и астрономии, несмотря на лучшее положение дел, в основном наблюдается та же картина. Леонардо Пизаиский Фибоначчи (1202) ввел в христианском мире арабскую алгебру и индийское исчисление. Он сам был крупным математиком, но не создал школы, и математика не двинулась вперед сколько-нибудь значительно до времен эпохи Возрождения. В механике Джордано Неморарий (ум. ок. 1237) в довольно простом изложении теории рычага выдвинул принцип равенства работы, которую проделывает машина, с той, которая ей передается, но этот принцип не имел и не мог иметь воздействия на механику того времени, обусловленную тогдашним состоянием техники. В астрономии «Альмагест» Птолемея был в 1175 году переведеиЖераром из Кремоны с арабского языка. Изучение этого труда вместе с таблицами новейших астрономических наблюдений, составленными в XIII веке по приказу короля Альфонсо Мудрого на основе ранних арабских наблюдений, сделали возможным существование эллинистической астрономии в христианском мире. Здесь, так же как и в мусульманском мире, она использовалась главным образом для календарных и астрологических целей. Стоит отметить, что в наблюдательной астрономии, единственной науке, где необходимы точное наблюдение, вычисление и предсказание, преобладание мусульман сохранилось долее, чем в любой другой отрасли науки. Ильханские таблицы Мараги (ок. 1260) и Улуг-Бека (1394—1449) были наилучшими вплоть до эпохи Возрождения. Средневековые астрономы, особенно школа Мертонского колледжа в XIV веке, оказались способными сделать некоторые частные улучшения в астрономических вычислениях 3-216. Они также сделали свои вклады в тригонометрию и конструкцию инструментов. Наиболее важный из них—распространение Леви беи Герсо-ном из Прованса (1288—1344) угломерной рейки, своего рода простейшего секстанта, который служил мореплавателям в их путешествиях в XV и XVI веках, приведших к открытиям новых земель. Интересно, что nepBoii серьезной научной работой на английском языке была, повидимому, недавне Средневековая наука и техника 181 обнаруженная «Экваториальная планетная система»3-326, механистический способ предсказания положения планет, описанный, хотя и не изобретенный Джеффри Чосером (ок. 1340—1400), чей «Трактат об астролябии», посвященный «маленькому Льюису, моему сыну», уже давно известен 3-15. Хотя представители оппозиции—школа Альберта Саксонского (ок. 1357), Орезм и, совершенно очевидно, Николай Кузанский—осмелились предположить, что именно Земля, а не небеса, совершает суточное круговращение, они сделали это сфилософ-ских позиций и поэтому коренной пересмотр астрономии не был произведем.
Р и с. 6. Средневековая практика и теории. а—астролябии, используемая; «Чтобы знать нзждый час дня по свету солнца м каждый час ночи по неподвижным звездам...» (Из рукописи Чоссра, воспроизведенной в «РаинеЙ науке е Оксфорде», том 5.); 6—великая цепь бытия. Божественный свет освещает как ангела, так н человека* которые связаны царствами бесформенной материн, минералов, растений и чувствующих веществ. (Из книги Бовнлкя «О разуме», 1510 год.) Сами они не были астрономами» а профессиональные астрономы продолжали следовать за Птолемеем вплоть до XVI1 века и даже несколько позже.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Математика и астрономия» з дисципліни «Наука в історії суспільства»