Экономическим базисом общества на протяжении всего средневековья была феодальная система, а церковь освящала его интеллектуальное и административное выражение. Именно единство и порядок церкви нейтрализовали анархические тенденции дворян и обеспечили для всего христианского мира общую основу для власти. Хотя в отдельных спорных вопросах часто возникали конфликты из-за власти между императором и папой, королем и епископом, каждая из сторон признавала необходимость другой для существования общества. Церковь не выступала против феодальной системы, будучи важной составной частью ее, и в самом деле, как должна была показать Реформация, одна не могла быть изменена без изменения этой системы. В переходный период перед X веком церковь на Западе была больше всего озабочена одним только тем, чтобы сохранить достигнутый ею уровень культуры. В ней объединились силы древней цивилизации против следовавших одно за другим нашествий варваров, готов, вандалов, франков, саксов, лангобардов, которые, по мере того как они появлялись в пределах Римской империи, должны были быть обращены в христианство. Позднее усилия по обращению в христианство были распространены дальше, на древних скандинавов и венгров. Во всех случаях церковь устанавливала свое господство в первую очередь как наследник величия империи, взывая к честолюбию варварских вождей и легковерию и любви к чуду их домочадцев. В этом процессе церковь сама неизбежно повергалась в состояние варварства; хотя она и держалась эффективной обрядности религии, ритуалов, облачений, реликвий и чудес, она утеряла значительную часть своего прежнего интеллектуального содержания. Если что и было спасено, так это усилиями ранних миссий, посланных в далекие Ирландию н Нортумбрию, где такие монахи, как Беда Достопочтенный (673—735) и Эригена (ок. 800—ок. 877), сохранили кое-что из классической учености и философии 3-|а. Первым общим движением интеллектуального возрождения было движение Карла Великого, который, хотя сам и был неграмотным, ввел в IX веке дворцовые школы; но это движение было задержано новыми вторжениями скандинавов, венгров и сарацииов. Только в X веке одновременно с монашеской реформой, начавшейся в Клюни в Бургундии, церковь начала серьезно создавать организацию, которая могла бы контролировать жизнь и мысли всего христианского мира от короля до крепостного. Эта организация была сама феодальной и, по сути дела, вдвойне такой, так как не только вся иерархия светских церковников—папы, архиепископы, епископы, священники—были феодальными землевладельцами, но и черное духовенство—монахи—фактически на свой собственный страх и риск возделывали землю в своих аббатствах и явились авангардом феодальной экспансии. На протяжении всего периода раннего средневековья, по крайней мере вплоть до начала XIII века, церковь даже в Италии практически имела в лице своих священников и монахов монополию на ученость и даже на грамотность. Феодальное управление осуществлялось церковью, о чем сегодня свидетельствует слово «clerk»*. Эта монополия должна была придать средневековой мысли какую-то степень единства, но в то же время серьезно ограничить ее * «Clerk» (англ, ист.) а переводе иа русский язык означает «духовное лицо» и одновременно клерк, нлн конторский служащий.—Прим, ред. Средневековая наука и техника 175 размах. Ни греческая, ни мусульманская мысль не были столь ограничены одним классом людей (стр. 162). Проповедуемые средневековой церковью взгляды по отношению к мирским делам проявились в мрачные дни упадка Римской империи. Согласно этим взглядам, жизнь в этом мире—простое приготовление к вечной жизни в аду или на небесах; от этих взглядов по мере явного улучшения условий жизни постепенно отказывались, но они сохранились вплоть до эпохи Возрождения. На практике, однако, церковь проявляла острый интерес к делам этого мира и принимала самое активное участие в поддержании феодального порядка.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЦЕРКОВЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА» з дисципліни «Наука в історії суспільства»