Быстрый успех движения ислама послужил серьезным стимулом развития культуры н науки. Арабам не была чужда цивилизация. У них были свои города, и они выполняли важную функцию в организации торговли, которую раньше вела Римская империя на Востоке. Легкость, с какой арабы покоряли государства, показала, что вся их деятельность сводилась к заимствованию городской цивилизации Средиземноморского бассейна с действительного согласия жителей. К этому времени немногие из жителей изъявляли свою готовность сражаться за правительство империи, которое то и дело облагало их тяжелыми налогами для содержания государственного аппарата, становившегося все менее действенным. То обстоятельство, что христианство теперь было официальной религией, больше препятствовало, чем способствовало сопротивлению населения в азиатских н африканских провинциях империи. Основную массу населения составляли еретики, которые подвергались меньшим преследованиям со стороны арабского халифата, чем христианского императора. 11. Обеспечив получение доходов с магнатов и сановников, арабы вовсе не были склонны вмешиваться во внутренние дела. Вся административная деятельность Омейядского халифата в Дамаске осуществлялась греческими чинов-_ никами на греческом языке. Следовательно, не существовало особой экономии ческой системы, присущей только исламу. Это было городское хозяйство позднеклассического периода с военным управлением, предназначенным исключительно для арабов. Впоследствии это управление, как и в Риме, переходило в руки любого удачливого авантюриста. Отсутствие притока рабов не уничтожило рабства, а их стали использовать лишь на домашних работах. Там, где рабы использовались большими партиями, происходили массовые восстания. Восстание под руководством негра Заньиса с серных рудников, расположенных в Персидском заливе, оказалось таким же грозным, как для своего времени восстание Спартака в Риме. Землю обрабатывали райи, которые были обложены тяжелыми налогами и по своему положению почти не отличались от рабов. Они также довольно часто поднимали восстания. Одно из таких восстаний, начатое под руководством коммуниста Кармацианса, продолжалось свыше ста лет. По мере оживления торговли возросла роль купцов, которые приобрели большее значение, чем в позднеклассическую эпоху. В самом деле, сплоченность мусульманских стран в значительной степени содействовала развитию торговли, приведя к восстановлению области, которая была потеряна в тревогах последних лет существования Римской империи, и к одновременному расширению и децентрализации ее. На всей огромной территории, завоеванной мусульманами, от Кордовы до Бухары, не было ни одного подобного Риму центра, к которому тяготела бы экономика новообразованной империи. Мекка всегда была лишь религиозным, а не политическим, экономическим или культурным центром. Вместо централизации новый уклад жизни развивался не только в таких древних городах, как Александрия, Антнохия или Дамаск, ио и в других местах, где по этому образцу возникали новые феодальные города, в частности великие новые столицы Каир, Багдад и Кордова. Все Наука в период перехода к феодализму 161 эти города имели между собой постоянную связь, и различные товары создавали основу как для торговли, так и для технических усовершенствований. Кроме того, мусульманские города не изолировались от остальных городов восточного мира* как это было с городами Римской империи. Ислам стал средоточием азиатского и европейского знания. Вследствие этого здесь влился в общий поток ряд новых изобретений, совершенно неизвестных и недоступных греческой и римской технологии. К ним относились изделия из стали, шелк, бумага, фарфор. В свою очередь это создавало основу для дальнейших успехов, побудивших Запад к великой революции в науке и технике XVII и XVIII веков.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Возрождение у арабов» з дисципліни «Наука в історії суспільства»