Упадок классической цивилизации, подобно упадку древних приречных цивилизаций, имевшему место два тысячелетия тому назад, отнюдь не означал катастрофу науки. Новая цивилизация, постепенно заменившая классическую, избежала некоторых ограничений, которые приостановили было прогресс, столь обнадеживающе начавшийся на заре античности. Эти два переходных периода имеют, однако, весьма важное различие. В то время как между культурой ранних цивилизаций и культурой греческой было мало сознательной преемственности и никакого чувства родства или пиетета, между классической культурой и культурой сирийской, мусульманской, средневековой, а тем более культурой европейского Возрождения была преемственность, основанная на письменных памятниках и сильном чувстве того, что они являются наследниками древних. Эта преемственность никогда не терялась; на протяжении всего средневековья как мусульманин, так и христианин имени доступ к про- 153 Наука в эпоху веры изведениям многих крупных мыслителей классических времен. Эти произве дения, как и многие другие, стали доступны гораздо более широкому кругу в эпоху Возрождения благодаря изобретению книгопечатания. ь Было бы, однако, ошибкой, понятной в эпоху Возрождения, но непростительной в наше время, предполагать, что все свелось к простому возврату к прерванной в своем развитии классической культуре или даже к усвоению ее наивысших достижений. Произошло нечто иное и гораздо более важное. Цивилизациям, воспринявшим наследие античной науки» выпала тяжелая задача воспрепятствовать тому, чтобы она не удушила их. Как мы видели в предыдущей главе, развитие классической науки затухало даже на Востоке. Тем не менее в сочинениях античных авторов заключалась бездна знаний, открывавшаяся каждому, кто пожелал бы и мог прочесть их. Сирийцы и арабы, а после них средневековые схоласты и гуманисты эпохи Возрождения должны были шаг за шагом исследовать эти знания вплоть до их греческих первоисточников, не поддаваясь, насколько это было в их силах, искушению принять то, чего они не понимали, лишь в качестве священного и таинственного знания древних. То, что они смогли все же усвоить и переработать эти знания, объясняется высокой степенью развития их собственной культуры. Самое открытие произведений античных авторов было в гораздо большей степени следствием, чем причиной бурного развития умственной деятельности, что было столь характерно для молодой мусульманской науки IX века, средневековой— XII и науки эпохи Возрождения XV века. Этот прогресс происходил тем легче, что на каждой стадии новое знание по сравнению со старым охватывало все большую область. Классическая культура последнего периода была ограниченной как в социальном, так и в географическом отношении. Социально она стала почти исключительно достоянием высших классов и вследствие этого была абстрактной и книжной, так как застарелый интеллектуальный снобизм отгородил образованную прослойку населения от огромного богатства практических знаний, заключенных в опыте почти необразованных ремесленников. Одним из величайших завоеваний нового движения, достигшего своей вершины в эпоху Возрождения, было то, что оно подняло значение ремесел и разрушило барьеры между ними и образованными людьми. В течение длительного времени область распространения классической культуры ограничивалась странами Средиземноморья и Ближнего Востока. Самая их целостность являлась препятствием для проникновения в эти страны технических изобретений и идей из древних культур Индии и Китая. Крушение Римской империи открыло возможность для более широкого обмена идеями и для влияния одной культуры на другую.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Передача классической культуры» з дисципліни «Наука в історії суспільства»