С исчезновением естественных наук мысльнеостановилась в своем развитии; она просто снова обратилась к мистицизму и религии. Хотя такая чувственная тяга в мистицизму яляется выражением желания освободиться от этого безнравственного мира, она имеет тщательно разработанную филоеофско-интел-лектуальную основу, заимствованную из учения Платона времен упадка демократического города-государства. Последующие школы, в частности стоики и неоплатоники, развили мистическую сторону идеализма Платона и опустили его математический аспект, исключая каббалистическую цифрологию, представленную в изобилии в виде магических квадратов и мистических чисел. Начиная с I века и далее философский мистицизм слился с мистицизмом спасительных религий, из которых христианство было наиболее преуспевающим. Их общая интеллектуальная особенность заключалась в том, чтобы полагаться на вдохновение и откровение в качестве высшего источника истины по сравнению с чувствами и даже разумом, как выразил это Тертуллиан: «Я верю, потому что это абсурдно». Возникновение этих религий само по себе симптоматично для безнадежного положения рабов и даже граждан перед лицом системы, которая принижала их и от которой, казалось, невозможно было избавиться (стр. 152). Они могли выбирать между почти революционными обличениями этой системы, подобными тем, которые мы находим в Апокалипсисе, вызывающими сопротивление официальному богослужению, и отходом от активной жизни, чтобы не поддаться влиянию зла этого мира. Для религиозного человека все зло этого мира заключалось не только в идолопоклонстве, но также во всем том, что уходило с ненавистным государством высших классов, которое было отвратительно; рос- 136 Наука в древнем мире кошь, искусство, философия и наука считались вехами на пути в ад. Августин и Амброзии, перейдя от безнравственной учености к святой бессмыслице, были в такой же степени участниками этого движения, в какой была и возглавляемая монахами шайка, закидавшая камнями Гипатию—одного из последних греческих математиков. Только после полного разрушения старого классического мира, как это было на Западе, или же приспособления его к новым условиям, как это было на Востоке, церковь лишь постепенно и с большой неохотой могла разрешить существование ограниченной светской науки. О том* как это произошло, будет рассказано в следующих главах, где мы проследим возникновение новых цивилизаций, появившихся в результате упадка классического мира. Б них также будет дан обзор христианства, которое хотя и возникло из классической цивилизации, побыло, тем не менее, продуктом народного протеста против всего того, что полностью принадлежало следующей ступени развития общества и олицетворяло ее. Несмотря на то, что христианство враждебно относилось к классической культуре, было бы абсурдным обвинять его в упадке и гибели этой культуры. Христианство явилось скорее симптомом, нежели причиной ее гибели. Мистицизм, абсурдность, беспорядочность и упадок, характерные для последнего периода классической эпохи, были продуктами социального и экономического распада плутократического рабовладельческого государства. С точки зрения Аристотеля, оно погрязло в коррупции, китайцы сказали бы: оно использовало все полномочня,данные ему небесами. Хотя правление номинально римских императоров в Константинополе продолжалось еще тысячу лет, эта империя относится уже к новой эпохе.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Мистицизм и организованная религия» з дисципліни «Наука в історії суспільства»