К середине II века до н. э. эллинистические империи рушились от анархии и под давлением более сильного Рима. Нет ничего загадочного в том, что Рим успешно установил свою власть по всему Средиземноморью. Если бы какому-либо провинциальному городу удалось занять господствующее положение в Италии, это принесло бы ему огромное превосходство как над греческими и финикийскими городами-государствами, так и над азиатскими эллинистическими империями, которые в течение веков страдали от безудержной эксплуатации, в результате чего они ослабли как политически, так и экономически. В III веке до н. э., как раз в период первого расцвета завоевательной политики, Италия все еще была аграрной страной с хорошим климатом и большим количеством строительного леса, страной с растущим здоровым населением. В результате первоначально медленного темпа развития Рим недалеко ушел от родовой организации общества по сравнению с городами более древних цивилизаций. Римская республика в войне могла рассчитывать на поддержку своего народа, на что никогда не могли рассчитывать другие города. Римлян, вооруженных в короткий срок техникой своих более развитых противников, можно было разбить в боях, но невозможно было завоевать. Единственным серьезным соперником Рима была торговая республика Карфаген, которая могла равняться с ним по богатству, но не по войску. Рим, по существу, пережил такие же внутренние классовые битвы, как и те, что подорвали силы греческих городов, но в более обнаженной форме, выразившейся в соперничестве между патрициями и плебеями за право руководства государством. В I веке до н. э. эта борьба достигла высшей точки, вылившись в ожесточенные гражданские войны, которые расчистили путь сначала для установления военной диктатуры, а позднее—империи. Действительно, установление империи было единственным средством, с помощью которого богатые могли откупаться от бедных небольшими долями награбленного в провинциях. Другим средством была политика распространения римского гражданства вначале на итальянские, а затем на другие провинции, тем самым превращая то, что первоначально было городом-государством, в территориальное государство, где господствовали рабовладельцы и богатые купцы. Постепенно государства восточного и западного Средиземноморья попадали в руки римлян, и в то же время они открыли римлянам доступ в глубь территории варваров—Галлию, Британию, Западную Германию и Австрию. Результатом было образование новой огромной империи, охватывавшей весь район Средиземноморья, однако делившей с недавно освободившейся Персией эллинистические королевства. Армия сцементировала империю, с помощью армии она была создана, и с ее помощью все с меньшим успехом после времен Августа империя защищалась от варваров. Император, будучи главнокомандующим, обычно стремился обложить народ налогами и собрать их в таком количестве, чтобы было достаточно денег для выплаты жалованья солдатам, которые в противном случае могут взбунтоваться и избрать себе другого императора. Империя была действительно свободной федерацией городов, которые имели самоуправление и извлекали доходы из торговли друг с другом в пределах Pax Romana (подвластной Риму территории.—Ред.). Лучшие земли в провинциях, принадлежавшие богатым владельцам вилл, возделывалнсь группами рабов. Болеебедные районы—pagi, или сельские коммуны, были оставлены местному населению, или язычникам (pagans), которые в основном сохранили свой родовой строй (позднее, в средние века, они стали крестьянами и дали свое название этой стране—pays), или образовавшим новые поселения колонам (colon!), или освобожденным рабам, которые постепенно превратились в кре-иостных—villani—вилланы, или крепостные. Железный век. Классическая культура 133 Расширение Римской империи оказывало совершенно иное влияние на культуру завоевываемых стран, чем то влияние, которое на них некогда оказывали войска Александра. Когда римляне вышли на арену действий, живительный источник греческой цивилизации уже иссяк. В области науки и искусства она деградировала. С другой стороны, римляне вторглись в греческую цивилизацию слишком поздно—их собственная экономическая система, основанная на существовании богатых патрициев и их клиентов, была слишком негибкой, чтобы сделать эффективным использование науки. Кроме того, высшие классы римлян презирали греческую цивилизацию и во время образования империи были единственными римлянами, которые ее игнорировали, хотя и принимали парадную сторону этой цивилизации. Ни они, ни новые западные провинциалы не добавили чего-либо значительного к ней. Лучшее, что могли сделать патриции, это заимствовать несколько общих идей греческой философии и использовать их для обоснования своей формы классового правления. Катон Старший, консервативный государственный деятель II века до н. з., ненавидел греческую науку и не признавал ее. По его мнению, греческие врачи приезжали для того, чтобы отравлять римлян, а философы— чтобы развращать их. Цицерон, выдающийся адвокат следующего столетия, придерживался гораздо более просвещенных взглядов. Он считал достойным похвалы многое в философии Платона и Аристотеля, которая оправдывала правление лучших людей, но боялся, что эпикурейство, которое внедрялось его соотечественником Лукрецием, подорвет веру народа в богов, а следовательно, и в установленный порядок. Однако наиболее популярной философией, особенно в период империи, был стоицизм. Хотя стоицизм, подобно раннему экзистенциализму, вначале возник как философия сопротивления, тем не менее его упор на добродетель ради нее самой позволял римским правителям и даже такому случайному императору, как Марк Аврелий, показывать, что они жертвуют собой ради блага народа, не думая о вознаграждении. Сенека, наиболее выдающийся из римских стоиков и наставник императора-актера Нерона, не видел ничего предосудительного в накоплении огромного состояния—разумеется, в качестве компенсации за священную ответственность. Резкий упадок науки, имевший место во времена первых римских императоров, принято приписывать духу практицизма римлян. Гораздо вероятнее, что причины такого упадка были более глубокими—они коренились в общем кризисе классического общества, явившемся результатом концентрации власти в руках небольшой кучки богатых людей (были ли они в Александрии или в Риме—неважно), а также в повсеместно жестоком обращении с рабами и теми людьми, которых можно назвать, используя термин более недавнего происхождения, «бедными белыми». Их обнищание уменьшало спрос на товары, что ухудшало положение купцов и ремесленников. В такой атмосфере не было никакого стимула для развития науки; все еще существовавшая по инерции наука очень скоро утратила свое важное качество—исследование природы и создание новых предметов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «РИМ И УПАДОК КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ» з дисципліни «Наука в історії суспільства»