Греческая наука коренным образом отличается от науки ранних цивилизаций; ома значительно более рациональна и абстрактна, но так же» как и они, или даже еще больше далека от техники. По традиции она передала нам формы аргументации, основанной па общих принципах, а не на примерах, взятых из конкретных проблем техники или управления государством, вроде тех, которые мы находим в египетских или месопотамских текстах (стр. 81). Математика, особенно геометрия, была той областью, которую греки оценивали очень высоко и где их методы дедукции и доказательств до сих пор используются нами. Ввиду колоссального авторитета этих методов мы склонны упускать из виду тот факт, что они применимы к весьма ограниченной части природы и даже в этих случаях только там.где была проделана подготовительная работа по наблюдению и опыту. Вера в то, что вселенная рациональна и что она во всех деталях может быть выведена чисто логически, исходя из первичных принципов, несомненно, способствовала на начальном этапе развития греческой науки освобождению людей от предрассудков. Позднее, особенно после того, как Аристотель стал непререкаемым авторитетом, вместо того, чтобы, как он этого хотел, стимулировать исследования, этот абстрактный и априорный подход неизбежно оказался гибельным для науки. Он вел поколения мыслящих людей к убеждению в том, будто они уже разрешили проблемы, которые еще даже не начали изучаться (стр. 177 и далее, 541). Технические достижения раннего периода железного века, и особенно достижения греков до александрийского периода, хотя и важные с точки зрения своих результатов, не являлись столь фундаментальными нововведениями, как нововведения бронзового века. Использование железа привело непосредственно к улучшению всех орукоячеиных орудий, вроде топора и молотка, а также сделало возможным изготовление орудий производства, подобно лопате, которая, будь она из бронзы, обходилась бы слишком дорого, чтобы ее можно было использовать. Применение железа, повидимому, сделало также возможным использование шарнира, что привело к созданию двух новых довольно важных инструментов—клещей и чертежного циркуля. Все это могло иметь место благодаря тому, что полосы железа легко сгибались, образуя отверстие для рукоятки или стержня. И не столько совершенствование орудий, сколько их общедоступность составила революционный прогресс техники в железном веке. Наиболее важные достижения появились позже благодаря сочетанию греческой математики с египетской или сирийской техникой, включая, как мы далее увидим (стр. 129), всевозможное применение врашатель-ных механизмов—мельницы и прессы, блоки и лебедки, а также гидравлические и пневматические устройства, водоподъемники и насосы. Из изобретений в области химии наиболее важным является изобретение выдувного стекла, впервые полученного в Египте, хотя оно в течение длительного времени оставалось предметом роскоши. В результате нескольких нововведений и многих усовершенствований эффективность техники классической эпохи, в частности техники применения металла, была к VI веку до н. э. гораздо выше эффективности культур бронзового века в период их расцвета. Это было одной из причин, благодаря которым греческие солдаты с их латами могли в течение нескольких столетий побеждать намного превосходившие их по численности войска азиатских народов. Технические достижения железного века не повлияли, однако, на знатоков так, как это было в ранний период бронзового века. Отчасти это произошло потому, что они, по существу, были усовершенствованиями, а не радикальными нововведениями, и поэтому они не будили воображение. Кроме того, эти Железный век. Классическая культура № достижения порождали незначительную потребность в новых вспомогательных научно-технических приемах. Чтсбы справиться с ними, достаточно было арифметики и геометрии. Наиболее важной причиной, однако, было то, что ремесленника все еще презирали. Рабочий-ремесленник—cheir curgos на греческом нзыке (наших хирургов все еще называют мистер, а не дсктср) считался существом, определенно низшим по сравнению с работниками умственного труда или созерцательным мыслителем. Это была не новая идея—сна была унаследована от древней цивилизации (стр. 72, 79),—по она значительно усилилась, особенно в греческом обществе более позднего периода, вследствие того, что она ассоциировалась с рабством. Хотя значительная часть ремесленных работ осуществлялась свободными людьми, последние много теряли от конкуренции с рабами, так что их работа называлась низкой и холопской. Подобным же образом рабовладельческое общество делало унизительным экономическое и общественное положение женщин. И в самом деле, положение жен и дочерей греческих граждан куда хуже, чем во времена более древних-цивилизаций. Им не было разрешено принимать участия в общественной жизни, и жилось им немногим лучше, чем домашним рабам. В результате вся работа по дому, которая требовала намного больше мастерства, чем в настоящее время, так как в нее входили, например, и ткачество и приготовление простых лекарств, не удостаивалась внимания философа. Ибо хотя философы использовали работу ремесленников для выведения своих идей, таких, как идеи о развитии природы, они непосредственно были почти незнакомы с этой работой, и ничто не побуждало их совершенствовать ее, и вследствие этого философы не могли извлечь из нее то богатство проблем и предположений, благодаря которым в эпоху Возрождения была создана современная наука.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Отделение науки от техники» з дисципліни «Наука в історії суспільства»