Реалистическое изображение человека в живописи н скульптуре, в драматургии и науке явилось характерной новой чертой греческой цивилизации. Греческое искусство, представленное статуями и росписью на вазах—большие фрески были целиком уничтожены,-—свидетельствует о сосредоточении внимания на обнаженном человеческом теле, что казалось бы странным, если бы мы к этому так не привыкли. Такое искусство изображения исходит из обрядовых игр и происшедшего от них культа атлетики. Египетские статуи имели непосредственную магическую цель: они должны были перевоплотить дух (Ка) умершего человека и казаться жизнеподобными, чтобы быть действенными. Греческий скульптор был более искушенным. Он старался подсказать идеал, к которому стремится совершенство человеческого тела. В греческой культуре атлет, художник и врач работали в тесном содружестве, и это, кроме всего прочего, имело своим результатом то, что медики стали уделять больше внимания здоровью, чем болезни. Реализм в искусстве пришел с рационализацией слов. Ввиду устарелости древних санкций о каждом отдельном случае необходимо было судить по его достоинствам. История греческой философии и греческой пауки—тогда они существовали нераздельно—является историей нахождения такой последовательной аргументации; аргументацию за и против греки называли диалекти~ кой. Способность к аргументации стала возможной также благодаря политическим особенностям греческой жизни. Небольшой город-государство создавал более широкий кругозор для отдельного среднего гражданина, чем столица большой империи. В то же время интенсивная политическая жизнь города с особым значением в пен торговых сделок и судебных дел, в которых каждый человек в первое время являлся своим собственным адвокатом, а судьи избирались жеребьевкой, делала возможным и Действительно необходимым развитие до наивысшей степени искусства аргументации. Значение, которое придава- 7 Дж, Бернал 98 Иацка в древнем мире лось мастерству слова, привело к возникновению большой литературы и ораторского искусства, однако в то же время недостатком его было отвлечение мышления от изучения вещей и обращения с ними.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Искусство и диалектика» з дисципліни «Наука в історії суспільства»