Бурный подъем технического новаторства, возникший вместе с началом городской жизни на огромных речных долинах Месопотамии, Египта, Индии и Китая, длился не более нескольких столетий, приблизительно с 3200 годов до н. э. по 2700 годы до н. э. За ним последовал относительно длительный период культурного и политического застоя. Отдельные города возникали и исчезали; одна династия царей-жрецов сменяла другую. Были нашествия варваров и даже династии варваров, но не было существенного изменения в способе производства. Он продолжал опираться на поливное земледелие, дополняемое торговлей с внешними районами. Все накапливаемое и расходуемое в городах богатство поступало от прибавочного продукта сельского хозяйства, развитие которого определялось потребностями города. Вследствие того что такой прибавочный продукт был относительно небольшим, только сравнительно незначительное количество людей могло жить за счет этого излишка, и это определяло тенденцию к формированию замкнутого класса. Преемники первых управителей, работавших над улучшением агротехники, все больше отходили от процесса производства. Их единственный интерес заключался в том, чтобы обеспечить как можно больше продуктов для себя. Из производителей богатств они превратились в эксплуататоров. Они требовали все больше и больше для своих личных наслаждений, а также для строительства и обслуживания все более великолепных храмов и гробниц. Это означало разорение и фактическое закабаление крестьян и городских ремесленников и привело к конфликтам, которые ослабляли города-государства и в конце концов остановили их духовный и технический прогресс. Мы имеем весьма подробные данные, описывающие одно из таких событий. В главном городе южной Месопотамии, городе шумерийцев—Лагаше, в 2400 годы до н. з. случилось то, что справедливо можно назвать социальной революцией. Некий Урукагина, вероятно, захватил власть, принадлежавшую другой династии, стал проводить целую серию социальных реформ, имевших целью ограничить угнетение, осуществлявшееся бюрократией, жрецами и богатыми. Данные, свидетельствующие об этом, дошли до нас, и в них подчеркивается разница между старым и новым положениями. Были пресечены обман и подкуп, а тех, кто был виновен в этом, увольняли наряду с общим сокращением армии высокооплачиваемых чиновников и инспекторов. Жр^дов лишили многих привилегий, и плата, которую они взимали за похороны, свадьбы, разводы и предсказания, была сокращена до трети и даже меньше. Однако в дальнейшем реформы не проводились. Новый курс не уничтожил, а лишь обуздал правящие классы, и представители этого класса воспользовались первой возможностью для объединения с правителями соперничавшего города Уммы и начали войну, в которой Лагаш был разграблен и разрушен. Один из жрецов, сочувственно относящийся к Урукагине, печально повествует на плите: «Не совершил царь Урукагина против бога Нингирсу. Но пусть на Лугальзаггиси, патеси Уммы, возложит бремя этого rj.exa его богиню Нисаба» а-ав-17в# Но успех завоевателя был кратковременным. Он в свою очередь был побежден Саргоном, первым царем Аккада, основателем первой Земледелие и цивилизация S3 мировой империи, который был или претендовал на это» вроде Моисея, подкидышем, подобранным садовником.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Технический застой» з дисципліни «Наука в історії суспільства»