Даже из этого краткого очерка научных достижений ранних цивилизаций можно увидеть, к каким огромным успехам привело создание городов. Также должно быть ясно, что научные достижения в отличие от технических ограничиваются лишь теми, которые вытекают из проблем управления значительными территориями. Поэтому науку развивали жрецы, и они же сдерживали ее развитие, ибо лишь они владели средствами письменности и исчисления. Сам термин «иероглифы»—письмена жрецов—убеждает нас в этом. Объединение обучения и науки в руках одного класса в только что оформившемся классовом обществе должно было остаться его примечательной особенностью, с немногими важными исключениями (стр. 662 и далее) вплоть до нашего времени. Престиж математики, астрономии и медицины как благородных наук древних цивилизаций был так велик, что у греков, а после них и во времена средневековья, они, если не считать музыки, составляли основы высшего образования, в то время как основополагающие науки, вроде химии и биологии, до сих пор должны бороться за признание в области культуры. Далее, главная программа развития науки вплоть до XVIII века—познать движение небесных сфер и связать их с круговоротом жизни на земле—была намечена в общих чертах почти с самого начала древней цивилизации. Важная особенность техники и культуры ранних городов-государств заключалась в чрезвычайно быстрых темпах их развития, даже если судить по современным образцам. Например, известно, что сооружение пирамид Гизы с их колоссальными размерами, геометрической и астрономической точностью, безупречной каменной кладкой получило свое развитие из сооружения простых гробниц из каменных глыб, происходившего на протяжении двух или трех столетий, приблизительное 3000 по 2700 годы дон. э. Такая быстрота развития, так же как и характер самой работы, требовала наличия способных и деятельных людей, имеющих желание изобретать и испытывать новые методы на огромном поле деятельности. Вначале случилось так, что новаторы сами-по себе были техниками; легенды о таких героях культуры, как, например, Имхотеп, Тубал-Каин и Дедал, изображают их как ремесленников, которые и изобретали и сами делали удивительные новые вещи.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КЛАССОВЫЕ КОРНИ РАННЕЙ НАУКИ» з дисципліни «Наука в історії суспільства»