Город был расположен вокруг храма, или большого дома, где одно божество с помощью его жрецов постепенно вытеснило маленький пантеон местных деревенских тотемических предков или стало во главе их. Учреждение богсв—это, по существу, следствие городской жизни, появившееся в результате возвышения простых родовых духов из-за вновь приобретенного богатства. По этой причине божеством могло быть и животное, как это было в Египте, или же оно могло иметь своего животного двойника, подобно Зевсу и его орлу. Первые божества, которых мы встречаем в шумерий-ских легендах 5000 лет тому назад, были действительно очень похожими на людей. У них были свои советы, свои ссоры н споры, очень похожие па советы сельских старейший. В каждом городе, раньше или позднее, один бог и его супруга обычно становились господствующими, но другие божества не уничтожались, им отводились подчиненные роли. В то же время рост городов был ознаменован все возрастающим отделением бога от племенных и сельских дел и физическим отождествлением бога с его домом в городе и с тем, что его землями управляли его жрецы. С самого начала эти жрецы распространились в городе и присваивали наибольшую часть его доходов. Они были наследниками колдунов древнекаменного века и королей-магов ранних земледельческих общин, хотя в Египте король-маг оставался фараоном, правителем и верховным жрецом. Жрецы образовали первый управленческий класс, обладающий определенными и действительно важными функциями—они распоряжались распределением воды и семян, определяли время посева и уборки урожая, ведали запасами зерна, сбором и распределением скота и продуктов животноводства.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Храмы, божества и жрецы» з дисципліни «Наука в історії суспільства»