Высокий уровень технических и социальных достижений палеолитического-человека был таким, что можно только удивляться, почему он не мог постоянно оставаться в этом положении. Действительно, с некоторыми народами, повиди-мому, так и случилось, но только в наиболее отдаленных местах, таких, как Арктика и центральная Австралия, или в тропических лесах. Однако до сих * Игра слов: английское слово «spirit», кроме основного значения «дух», имеет еше значение «спирт», «алкоголь». Ср. «дух»—«духи».—Ред. 58 Наука в древнем мире пор вызывает сомнение то, насколько эти последние являются сохранившимися со времен палеолита племенами, а не представляют собой просто неолитические группы, отброшенные особо трудными внешними условиями назад, ко вторичной палеолитической охотничьей и собирательской культуре. Что касается остального, то палеолитическая техника была, вероятно, очень хорошо приспособлена для выполнения сЕоей основной цели—охоты на ограниченное число видов диких животных в небольшом числе мест распространения их, в частности на открытых равнинах. Если условия, определяющие их обилие, изменялись либо в силу климатических изменений, или же в результате истребительной охоты самих членов племени, то стада вымирали и члены племени либо были вынуждены переселяться в более удобные районы, либо умирать на том же месте (как это происходило со многими племенами и присходит в наше время), или же учиться менять свою охотничью культуру на другую, что является гораздо более трудной задачей. Существенная слабость общества, занимающегося охотой, заключается в том, что оно является паразитическим, живущим за счет охоты на животных. Оно в состоянии получить наибольшую пользу от животных, какой только они обладают, по не в состоянии господствовать над ними любым позитивным способом, то есть такое общество могло убивать животных, но не могло кормить их или заставить размножаться. В действительности, вероятно, именно значительная эффективность охоты в эпоху верхнего палеолита стала основной причиной исчезновения крупных животных во всех легкодоступных для охоты местах. Другой действенной причиной было изменение климата, вследствие которого открытые удобные для охоты места в некоторых районах заменились лесами, подобно тому как это было в Западной Европе, или пустынями, как это было в Африке. Конечно, охота приблизительно в конце ледникового периода перестала быть наиболее прогрессивным типом человеческой культуры, и хотя ее искусство и даже ее общественная организация были сохранены, они продолжали сущестновать лишь как часть более богатой и более прогрессивной культуры, возникшей с изобретением земледелия. Возможно, существовали также и внутренние причины, коренившиеся в форме палеолитического общества, которое сделало их менее способными бороться с окружающей их средой, но их все еще трудно анализировать. Первобытные общества на таком уровне материальной культуры в наше время редки, и их чисто внутренние трудности нам не известны из-за разрушающего влияния на них более развитых культур, в частности нашей культуры.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Ограниченность охотничьей системы хозяйства» з дисципліни «Наука в історії суспільства»