В современном понимании «экономика» — это наука о хозяйстве, механизмах его ведения, отношениях, складывающихся между людьми в процессе ведения хозяйства и обмена благами, закономерностях протекания различных хозяйственных процессов. Эти закономерности или экономические законы устанавливаются людьми на основе научного анализа экономических явлений и процессов. Классическая экономическая теория утвердилась как политическая экономия в эпоху науки, когда достижения естественных наук существенно расширили сферу материального производства, соответственно возросла предпринимательская деятельность, охватившая собой многие отрасли промышленности и сферу производства в целом. Термин «классическая политическая экономия» принадлежит К. Марксу, но по общепринятому мнению как наука она зародилась в трудах Уильяма Пет- ти (1623 — 1687) и Пьера Буагильбера (1646 — 1714). Как и все классичские теории классическая политическая экономия носит подлинно научный характер и многие ее положения лежат в основе современной экономической науки. Возникновение классической политической экономии относят к концу XVII в. Первый ее этап характеризуется существенным расширением сферы рыночных отношений и крахом меркантилизма как доминирующего экономического учения. Независимо друг от друга У. Петти и П. Буагильбер выдвинули идею, получившую название трудовой теории стоимости, по которой стоимость продукта определяется и измеряется трудом, затраченным на производство этого продукта. Важнейшим выводом трудовой теории стоимости явилось указание на сферу производства как на источник богатства государства, а не на сферу обращения, как считали меркантилисты. Специфическим течением в политической экономии на раннем этапе ее развития является учение физиократов. «Физиократия» в переводе означает «власть природы». Основоположники физиократии Франсуа Кенэ (1694 — 1774) и Анн РоберЖак Тюрго{\1П — 1781) определяющую роль в экономии отводили земле и сельскохозяйственному производству. Центральной фигурой второго этапа развития политической экономии 229 Раздел II. Основные направления классической науки Адам Смит является Адам Смит (1723 — 1790), которому принадлежит заслуга становления ее как науки. Благодаря А. Смиту политическая экономия становится академической дисциплиной, перестает быть уделом самоучек, включается как обязательный элемент в образование молодых людей высших сословий. Смит родился в Шотландии в небольшом городке Кирголде близ Эдинбурга в семье таможенного чиновника. В 14-летнем возрасте поступил в Глазговский университет, который закончил за три года и был удостоен особой стипендии для совершенствования образования в Оксфордском университете. Однако, разочаровавшись в уровне преподавания в Оксфорде, вернулся в Эдинбург для продолжения самообразования. В 1751 г. назначен профессором логики в Глазговском университете, а затем переходит на кафедру моральной философии, где преподает до 1764 г. Широкую известность Смиту принесла его работа «Теория моральных чувств» (1759 г.). Но в дальнейшем интерес Смита все более обращается к экономической науке, что было связано отчасти с его участием в своеобразном Глазговском клубе политической экономии, а отчасти — дружбой с философом и экономистом Дэвидом Юмом. В 1764 г. в жизни А. Смита произошло знаменательное событие, ставшее переломным в его судьбе: он оставляет кафедру и принимает предложение сопровождать во время заграничного путешествия молодого лорда — пасынка видного политического деятеля герцога Баклю. Поездка давала не только материальные выгоды — 800 фунтов стерлингов ежемесячно до конца жизни (значительно больше профессорского жалования). За более чем два года путешествия (с 1764 по 1766 год, из них четыре года в Тулузе, девять месяцев в Париже, два — в Женеве) Смиту удалось встретиться и познакомиться с выдающимися философами и учеными, среди которых Даламбер, Вольтер, Гольбах, Кенэ. По возвращении в Шотландию Смит поселяется у своей матери и работает в уединении над своим ставшим классическим произведением «Исследования о природе и причинах богатства народов». В январе 1778 г. А. Смит назначается комиссаром таможни в Эдинбурге и остается в этой должности до конца жизни. Популярность и влияние А. Смита на современников были весьма высоки. Его читал, к примеру, пушкинский Онегин и потому «умел судить о том, как государство богатеет». Предметом политической экономии Смит определил проблему благосостояния общества. В «Исследовании» А. Смита говорится главным образом о новом «экономическом человеке», живущим благодаря своему труду и обмену продуктами своего труда с другими членами общества. Главным мотивом человеческой деятельности Смит считал своекорыстный интерес. Он пишет: «...не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обра- 230 6. Общественные науки в классический период щаемся не к их гуманности, а к их эгоизму и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах». Таким образом, естественное стремление людей улучшить свое материальное положение приводит к благосостоянию общества в целом. Естественность устройства общества Смит видел в возможности каждого индивида вести свои дела абсолютно свободно, без каких-либо ограничений со стороны государства. Законодательное же вмешательство государства, по мнению Смита, приносит только вред, ибо разве человеком не «руководит невидимая рука, направляющая его к цели?». Для А.Смита экономика должна существовать в условиях «faisser-faire», т.е. абсолютного невмешательства государства в деловую жизнь. Но вместе с тем за государством, по Смиту, целесообразно закрепить «три весьма важные обязанности»: обеспечивать общественные работы, военную безопасность и правосудие. Непременным условием действия экономических законов А. Смит считал свободную конкуренцию. А. Смиту принадлежит открытие экономических законов разделения труда и роста его производительности. Деньги Смит рассматривает не иначе как техническое орудие для обмена, торговли, видя главное их назначение в том, что они являются средством обращения. Интересно отметить, что поиск экономических законов опирается у А. Смита на веру в Бога и изначальную естественную гармонию. Эгоизм и своекорыстный интерес уравновешивается благожелательным отношением к другим людям. Эта позиция, отражающая этическую сторону экономического учения А. Смита, представлена в его первой большой работе «Теория нравственных чувств» (1759). Третий этап развития политической экономии приходится на первую половину XIX в. В течение этого этапа идеи А. Смита были существенно углублены, обогащены и переосмыслены прежде всего в трудах Давида Рикардо (1772 —1823), которого можно считать и последователем, и оппонентом А. Смита. Рикардо был родом из испанско-голландской еврейской семьи, переехавшей в Англию. Он был третьим из семнадцати детей в семье биржевого маклера. Систематического образования Рикардо получить не удалось, но уже к шестнадцати годам он мог самостоятельно справляться с мелкими деловыми поручениями отца на бирже и в конторе, знал основы коммерции. В 21 год Рикардо решается на смелый шаг: женится без благословения отца, отказывается от своей религии, порывает с семьей. Но и без опеки отца он преуспевает в биржевых операциях. Рикардо не только содержит семью (через пять лет у него было уже трое детей), но и уделяет внимание занятиям естествознанием. Через 12 лет он бросает работу биржевого брокера, став к тому времени крупной финансовой фигурой, владельцем собственного дома в аристократическом квартале Лондона и личной загородной резиденции. Пристрастие Рикардо к экономической науке было вызвано его знакомством с «Богатством народов» А. Смита. В 1819 г. Рикардо избирается членом палаты общин английского парламента и становится независимым и активным ее членом. В 1821 г. он основал первый в Англии клуб политической экономии. 231 Раздел II. Основные направления классической науки Давид Рикардо В своем знаменитом произведении «Начала политической экономии и налогового обложения» Д. Рикардо сформулировал задачу политической экономии как определение законов, управляющих распределением доходов. Именно теория доходов и их распределения, выдвинутая Рикардо, обогатила политическую экономию в части раскрытия сущности ренты, прибыли и заработной платы. В отличие от А. Смита, который представил стоимость как результат сложения заработной платы, прибыли и ренты, Рикардо доказывал, что стоимость не складывается из этих компонентов, а разлагается на них. Смит и Рикардо имели общую точку зрения на базовые экономические категории и проблемы общества, такие как сущность богатства нации, роль накопления капитала в этом процессе и ряд других. Вместе с тем мировоззрение А. Смита с его верой в естественную гармонию являлось оптимистическим, а мировоззрение Д. Рикардо носит явно пессимистический оттенок. Так, например, оба они были едины во мнении, что источником богатства является накопление капитала. Но следствия этого накопления различны. Смит считал, что рост заработной платы увеличивает трудолюбие. Рикардо делает иной вывод: высокая заработная плата поощряет работников «к размножению», вследствие чего растет предложение труда, а заработная плата вновь уменьшается до прожиточного минимума , который является «естественной ценой». Заметный след в истории экономической мысли оставили другие последователи смитовской политической экономии — Жан Батист Сей (1767 — 1832)и Томас Роберт Мальтус (\Ш — 1834). Ж.Б. Сей впервые рассмотрел проблему конъюнктуры рынка при реализации совокупного общественного продукта. Т. Мальтусу принадлежит концепция об участии в создании и распределении совокупного общественного продукта не только производительных, но и производственных слоев общества («непроизводительных классов»), Мальтус впервые связал экономические процессы и благосостояние общества с численностью и темпами роста населения. Эту идею использовал в своей концепции естественного отбора Чарльз Дарвин. Главная и постоянная причина бедности, считал Мальтус, определена «естественными законами и человеческими страстями», скупостью природы и чрезмерно быстрым размножением человечества. Образ правления и способы распределения продукта значения не имеет. Родился Т. Мальтус близ Лондона в семье помещика. Он был младшим сыном в семье. Окончив колледж Кембриджского университета, принял ду- Томас Роберт Мальтус 232 6. Общественные науки в классический период ховный сан и получил место священника в сельском приходе. В 1793 г. в 27- летнем возрасте Мальтус начал преподавать в колледже и свободное время посвятил занятиям наукой. Его интересовала в первую очередь связь между экономическими и природными явлениями. Женился поздно, в 39 лет, но успел обзавестись тремя сыновьями и дочерью. В 1798 г. без указания своего имени публикует книгу «Опыт о законе народонаселения», вызвавшую многочисленные нападки. С 1799 по 1802 г. путешествует по Европе. В 1803 г. выпускает второе переработанное издание «Опыта». Всего при жизни автора вышло 6 изданий этой книги, причем каждый раз с нарастающим тиражом. Главный в творческом отношении свой труд «Принципы политической экономии, рассматриваемые в расчете на их практическое применение» Мальтус издает в 1820 г. В нем он высказывает свое окончательное мнение о проблемах экономики. Достижения классической политической экономии были обобщены Джоном Стюартом Миллем (1806 — 1873) и Карлом Марксом (1818 — 1883). Творчество этих ученых относят к завершающему, четвертому этапу развития классической политической экономии. Джон Милль в детстве получил весьма строгое воспитание. Его отец Джеймс Милль был экономистом. Он следил, чтобы занятия младшего сына науками носили весьма интенсивный характер. Уже в 10-летнем возрасте Джон Милль самостоятельно делает обзоры всемирной истории, в 13 лет пишет реферат по истории Рима. Первая серьезная научная работа Милля по политической экономии «Опыты» была опубликована в 1829 г. (ему тогда исполнилось 23 года). Известность Миллю принесло философское сочинение «Система логики» (1843 г.). Главный свой труд «Основы политической экономии и некоторые аспекты их применения к социальной философии» Милль издает в 1848 г. Практическая деятельность ученого была связана с Ост-Индской компанией, в которой он занимал высокий пост вплоть до ее закрытия в 1858 г. С 1865 по 1868 г. Милль был членом парламента. Последние 14 лет жизни, за исключением периода членства в парламенте, Милль провел во Франции, куда переехал после смерти жены. «Основы политической экономии» сам Милль представлял как обновленный вариант «Богатства народов» А. Смита, написанный с учетом передовых идей современности. Вместе с тем по ряду проблем Милль расходится во мнении со своими предшественниками. Так, в отличие от Смита и Ри- кардо Милль отделяет законы производства от законов распределения, считая последние результатом человеческих решений и зависимыми от обычаев данного общества. С именем Карла Маркса и его учением — марксизмом — связаны одни из самых сложных и драматических страниц в истории человечества. Карл Маркс родился в небольшом городке Трире (Германия) и был вторым из девяти детей немецкого адвоката Генриха Маркса, выходца из раввинов, но перешедшего из иудейства в протестантизм. Маркс учился в гимназии родного города, а затем с 1835 г. — в Боннском университете на отделении права. С 1836 по 1841 г изучал право, философию, историю в Берлин- 233 Раздел II. Основные направления классической науки ском университете, который окончил в 1841 г. В следующем году Маркс переезжает в Бонн и в течение года работает в «Рейнской газете» сотрудником, а затем редактором. В 1843 г. газету закрыли. Маркс с молодой женой Женни фон Вестфален, дочерью немецкого барона, переезжает в Париж. Два года были посвящены углубленным занятиям философией, экономической теорией, социологией. В то время начинается их дружба с Фридрихом Энгельсом, выходит их первая совместная работа «Святое семейство или Критика критической критики». В 1845 — 1848 гг. Карл Маркс живет и к л м работает в Брюсселе, а затем после непродолжительного пребывания в Париже возвращается на родину. В Кельне он возглавляет «Новую Рейнскую газету». Публикация работы «Наемный труд и капитал» (1849 г.) и критика прусской цензуры привели к изгнанию Маркса из Германии. Вновь кратковременное пребывание в Париже, а затем переезд в Лондон, где Маркс и остался до конца своих дней. В лондонский период жизни Маркс работает над «Капиталом», который он рассматривал как труд всей своей жизни. Марксизм как социально-философское учение оказал огромное влияние на историю человечества в целом, а особенно на историю России. Маркс сам указывал на методологические основы своего учения: английская классическая политическая экономия Смита — Рикардо, немецкая классическая философия Гегеля — Фейербаха и французский утопический социализм. Английская классическая политическая экономия дала марксизму в числе других концепцию экономического либерализма, трудовую теорию стоимости, закон тенденции нормы прибыли к понижению. В немецкой классической философии Маркс почерпнул идеи диалектики и материализма. Утопический социализм дал Марксу понятие классовой борьбы, элементы социального устройства общества. Как ученый-экономист Маркс создал стройную теорию, описывающую функционирование капиталистической системы хозяйства. Маркс сумел показать, каким образом простое товарное производство, имеющее целью потребление, преобразуется в капиталистическое производство, целью которого является получение прибыли, то есть денег. Если вспомнить Аристотеля, то это преобразование соответствует переходу экономики в хрема- тистику. Основополагающей в марксизме является концепция о базисе и надстройке. По Марксу экономическую структуру общества — базис — составляет присущая обществу совокупность производственных отношений. На этом базисе строится юридическая и политическая надстройка. Базис первичен, надстройка вторична. «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, общественное бытие определяет их сознание». Концепция о базисе и надстройке стала основной для экономической интерпретации истории как смены общественно-экономических формаций, сопровождающейся классовой борьбой. Классическую трудовую теорию 234 6. Общественные науки в классический период стоимости Смита и Рикардо Маркс дополнил понятием прибавочной стоимости, которое и придало учению Маркса определенную взрывную силу. Прибавочная стоимость Марксом определена как разница между меновой стоимостью, заключающейся в продукции, и стоимостью труда, затраченного на ее производство. Капиталисты присваивают полученную в результате эксплуатации трудящихся прибавочную стоимость, являющуюся источником богатства господствующего класса. Прибавочная стоимость извлекается благодаря существующему общественному капиталистическому строю, позволившему это делать с помощью аппарата насилия. Свои экономические и социально-философские идеи К. Маркс изложил в своем знаменитом труде «Капитал», который он писал на протяжении 40 лет. При жизни автора вышел первый том «Капитала» (1867 г.). Последующие два тома были изданы соратником К. Маркса Ф. Энгельсом (второй — в 1865 г., третий —в 1894 г.). Характеризуя классическую политическую экономию, можно выделить ее единые признаки и принципы: • принцип экономического либерализма, трактуемый как право человека преследовать свои интересы, если это не нарушает аналогичных прав других людей; • неприятие протекционизма или принцип невмешательства государства в экономические процессы; • способность рыночной экономики к саморегулированию посредством конкуренции; • накопление капитала как главный фактор увеличения богатства.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Классическая политическая экономия» з дисципліни «Історія науки»