ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія науки і техніки » Історія науки

Гуманитарные науки в эпоху религии
Гуманитарная сфера в эпоху религии была далека от застоя. И христианство,
и ислам в процессе своего развития порождали все новые теоретические
построения в гуманитарной сфере. Эпоха религии породила важнейшую про-
58
3. Средневековая наука. Эпоха религии
блему, актуальную по сей день, — соотношение церкви и государства.
Аспекты этой проблемы многообразны и распространены в области
экономики, политики, права, морали.
Главным источником гуманитарных идей христиан стала Библия, и
особенно Новый Завет, содержащий учение Христа.
Библия оказала громадное влияние на развитие мировой культуры. Под
ее влиянием создавались шедевры изобразительного искусства, литературы,
музыки. Так, невозможно представить историю русской живописи без
полотен Рублева, Грека, Иванова, Крамского, написанных на библейские
сюжеты, музыкальную культуру — без творений Баха, Генделя, Чайковского,
Рахманинова, написанных для литургий.
Библия заметно повлияла на развитие общественных наук, в частности
на правоведение, именно в ней христиане видели истинные законы
справедливости.
Библия состоит из отдельных 66 книг, и в сущности это сборник,
библиотека, создававшаяся на протяжении около 1600 лет, начиная с 1513 г. до н.э.
до приблизительно 98 г. н.э.
Первые 39 книг, составляющие примерно три четверти объема Библии,
называют Ветхим Заветом или Еврейскими Писаниями. В Ветхом Завете
рассказывается о ранней истории Земли и человечества, а также об истории
древнего израильского народа. Остальные 27 книг известны как Новый Завет или
Греческие Писания. Среди них Евангелие от Матфея, Евангелие от Иоанна,
Евангелие от Марка и Евангелие от Луки. Новый Завет сосредотачивается на
учении и деятельности Иисуса Христа и его учеников в 1 в. н.э.
В настоящее время найдены убедительные научные доказательства, что
Библия повествует о людях, действительно живших в местах,
существовавших на самом деле, событиях, произошедших в действительности. Ньютон
писал: «В Библии я вижу гораздо больше признаков достоверности, чем в
каком бы то ни было труде по светской истории».
«Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила,
данные с нею человеку! Точно изваяние мира и человека и характеров
человеческих, и названо все и указано на веки веков. И сколько тайн — разрешенных и
откровенных! Гибель народу без Слова Божия, ибо жаждет душа его Слова и
всякого прекрасного воспитания».
(Ф.М. Достоевский)
В истории христианства выделяют два периода: «апостольская церковь»
(I-II вв) и «епископальная церковь» (со второй половины II в).
Рабовладельческий Рим в Новом Завете осуждается как «царство
дьявола». На первое место выдвигаются общечеловеческие ценности, нормы
нравственности и справедливости, идущие от Бога и выраженные как
заповеди Христа.
Первые христианские общины сложились стихийно, и в их
деятельности не было места обрядам, предметам культа, не было и духовенства как
такового. Имущество было общим. Связь между общинами поддерживали
59
Раздел I. История науки в доклассический период
странствующие проповедники (апостолы).
Первые христиане надеялись на скорое второе
пришествие Христа, который воздаст каждому по делам
его.
Расширение социального состава общин,
необходимость организационного начала в их
деятельности привели к возникновению особой группы
людей — духовенства, которое возложило на себя
заботы по организации жизни общин. Каждой
общиной руководил епископ. Духовенством была
создана система обрядов, служб, догм, единых для
всех общин и поэтому сплотивших христиан. Так
возникла вселенская «епископальная» церковь,
которая стала играть важнейшую роль в
общинной жизни Римской империи. Церковь
приобрела реальную власть и естественным стало ее
участие в управлении государством. Возникли и
соответствующие теоретические построения,
обосновавшие такое участие, — теократические теории.
Одним из первых теократов стал
константинопольский епископ Иоанн Златоуст (345 — 407) —
блестящий оратор, автор многих проповедей,
псалмов, комментариев Библии. Разделяя сферы
государственной и церковной властей, Иоанн
Златоуст как назидание писал:
«Оставайтесь в своих границах — одни пределы
царства, другие — священства. Однако последние
больше первого. Царю вверено земное, мне небесное;
царю поручены тела, священнику — души. Последнего княжество выше,
потому царь преклоняет голову под руку священника».
Теократические идеи получили развитие в трудах Августина Блаженного
(354 — 430), епископа Гиппона. Августин родился на севере Африки в
семье обедневшего римского патриция. Образование получил в школах
Карфагена и Мадавра. Вскоре после окончания учебы открыл в Карфагене
собственную школу риторов, в которой преподавал почти девять лет.
В 28-летнем возрасте покинул Африку и отправился в Италию. Под
влиянием известного проповедника Амвросия Медиоланского принял
христианскую веру. По возвращении на родину Августин занял место пресвитера,
а затем епископа христианской общины в Гиппоне (ныне г. Аннаба, Алжир).
Автор многих богословских сочинений, свои взгляды на место и роль
христианской церкви наиболее полно изложил в трактате «О граде Божием». В
нем Августин Блаженный писал, что государство («град земной») обязано
поддерживать земной (социальный) порядок, являющийся временным. В
этом состоит оправдание самого существования такого государства, которое
Августин Блаженный
60
3. Средневековая наука. Эпоха религии
должно служить церкви. Сама же церковь,
которая и «теперь есть царствие небесное», является
«градом Божьим». «Земной град» должен явиться
в своем идеале христианским государством.
Августин писал:
«Государство лучше всего устраивается и хранится,
будучи основано и связано верой и прочным согласием,
когда все любят общее благо; высшее же благо есть Бог».
Идеи тесного союза государства и церкви
воплотились в определенной степени в православной
Византии.
В Западной Европе католическая церковь,
обособившаяся в 1054 г., практически подчинила себе
государство и стала единственной централизованной организацией во главе с
Римским Папой — епископом города Рима. В теократических теориях
католической церкви развивалось учение Блаженного Августина, и в еще более
категоричной форме обосновывалось главенство церкви по отношению к
государству. Крупнейшим идеологом католицизма явился доминиканский монах Фома
Аквинский (1226— 1274). Ученик Альберта Великого, известнейший схоласт,
Фома Аквинский был канонизирован в 1323 г. Крупнейшие его
произведения — «Сумма философии» и «Сумма теологии» — впервые были изданы во
второй половине XV в. Монах — доминиканец Фома в 17-летнем возрасте был
послан орденом в Кельн к Альберту Великому. Проявивший выдающиеся
способности ученик был направлен в Париж для продолжения образования и
академической карьеры. Став магистром теологии, он возглавляет кафедру
Парижского университета и преподает в нем с 1256 по 1259 г. Затем работает в
университетах Кельна, Болоньи, Рима, Неаполя. Умер Фома Аквинский на пути
в Лион, где должен был участвовать в работе Лионского собора. Незадолго до
смерти, будучи больным, Фома так отвечал на просьбу врачей прекратить
активную работу: «Не могу, потому что все, что я написал, кажется мне трухой с
точки зрения того, что я увидел и что мне было открыто».
В трудах Фомы Аквинского наиболее явно представлена доминирующая
роль религии как формы постижения бытия. Философию Фома Аквинский
рассматривает как служанку богословия, но тем не менее активно
обращается к науке и философии, широко использует идеи Аристотеля, прежде
всего идею иерархического строения Природы. Перенеся эту идею на общество
и церковь, Фома, следуя Аристотелю, делит законы на естественные
(очевидные) и положительные (писаные людьми). С другой стороны, он вводит
деление законов на человеческие и божественные. Человеческие
определяют порядок общественной жизни, божественные — пути достижения
«небесного блаженства». Сочетание этих двух классификаций определяет
четыре вида законов: божественный естественный (вечный), божественный
положительный (божественный), человеческий естественный
(естественный) и человеческий положительный (человеческий).
61
Раздел I. История науки в доклассический период
Вечный закон лежит в основе всего мироустройства; божественный
закон суть Библия; естественный закон есть отражение вечного закона
человеческим разумом; человеческий закон — суть действующее право,
выражающее требования естественного закона. Из такой классификации
выходило, что право (человеческий закон) есть промысел Бога, поэтому
нарушение действующих законов греховно. Фома активно пропагандирует тезис о
верховенстве божественных законов вплоть до возможности низложения
тиранической власти.
Анализируя государственную власть, Фома Аквинский выделяет три ее
элемента: сущность, происхождение и использование. Сущность власти
установлена Богом. Именно так Фома Аквинский трактует слова апостола
Павла: «Существующие же власти от Бога установлены». Здесь Фома поясняет,
что это касается власти как явления, а не конкретно носителя власти,
который может оказаться недостойным ее. Суждение об этом может сделать
только церковь, определив законность происхождения и использования власти.
В классификации форм государства Фома Аквинский также следует
Аристотелю. Наиболее естественной формой правления Фома считает
монархию, при этом он ссылается на исторический опыт. Религиозное
воздействие на монарха Фома считал важнейшим условием справедливого
правления.
Экономические воззрения Фомы Аквинского соответствовали
иерархическому построению общества, идущему от Бога. Принадлежность к
сословию определяет потенциальный уровень богатства. Человек должен
стремиться к этому уровню, необходимому для жизни в соответствии с его
социальным положением. Стремление же к большему — жадность, которая
является грехом. Справедливость при обмене, считал Фома Аквинский,
должна гарантировать цену в соответствии с затратами труда и
произведенными расходами. Но в то же время процесс ценообразования ставится Фомой
в зависимость от статуса участников обмена.
Воззрения Фомы Аквинского стали классическими в
западноевропейской культуре в эпоху религии. Католическая церковь провозгласила его
святым. В 1879 г. его учение было объявлено «единственно истинной
философией католицизма».
В исламском мире источниками вероучения стали Коран и Сунна. В
Коране представлена запись проповедей, наставлений и изречений
Мухаммеда. Сунна содержит рассказы о Мухаммеде, его поступках.
Иерархичная организация духовенства у мусульман отсутствует, но есть
«люди религии» — проповедники, знатоки богословия, служители мечетей,
муфтии.
В исламе существует ряд направлений и течений, однако общим в
исламе является тесная, доходящая до тождества связь религии и власти. Коран
и Сунна считаются действующим правом, а смыслом и основой власти
является соблюдение религиозных предписаний. Поэтому теоретические
проблемы происхождения и форм государства, соотношения государства и
права, церкви и государства, которым уделяли серьезное внимание европейские
ученые, в исламском мире отсутствуют. Их место у мусульман заняли воп-
62
3. Средневековая наука. Эпоха религии
росы нравственного характера. Религия в исламском мире в еще большей
степени, чем в Европе, явилась основой права, государства, политики.
Наука, таким образом, обосабливалась и размежевывалась с религией.
Арабские мыслители разработали гениальное для того времени учение о «двух
истинах», которое обосновывало независимость науки и религии. Концепция
«двух истин» наиболее полно представлена в трудах Аверроэса (Ибн-Рошд,
1126 — 1198). Аверроэс писал, что философия, постигающая законы
природы, доступна лишь ученым, а религия необходима всем. Поэтому
существуют две истины: философия и религия, которые могут быть сведены к общим
началам.
Поскольку Коран и Сунна регулировали все стороны жизни мусульман,
определяли «правильный путь к цели» (шариат), мусульмане искали там и
решение экономических вопросов. Эти вопросы в учении Мухаммеда
имеют этическую окраску. В Коране осуждается жадность и нечестность,
запрещается ростовщичество. Одна из обязанностей мусульман — уплата
налогов на имущество и доходы, которые должны расходоваться на помощь
беднякам. В Коране оправдывается социальное и имущественное неравенство,
законным считается рабство, предписывается безусловная покорность
властям. Власть считается данной Богом.
Автором одной из наиболее значительных исламских концепций
общественного развития на базе экономических факторов стал Ибн-Хальдун
(1332 — 1406). В основе этой концепции лежит идея эволюции общества от
«примитивности» к «цивилизации». Ибн-Хальдун отметил в своих трудах
влияние на развитие государства и общества географической среды,
разделения труда, экономических факторов.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Гуманитарные науки в эпоху религии» з дисципліни «Історія науки»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Адресація повідомлень в системах електронної пошти
Справочная таблица по механике
АУДИТОРСЬКИЙ РИЗИК ТА АУДИТОРСЬКІ ДОКАЗИ. СУТТЄВІСТЬ ПОМИЛОК
ФОРМИ ФІНАНСУВАННЯ ПІДПРИЄМСТВ
Індивідуальна вартість джерел капіталу


Категорія: Історія науки | Додав: koljan (18.05.2013)
Переглядів: 660 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП