Западная Римская империя была практически разрушена нашествиями варваров. Единство и порядок церкви в значительной степени обеспечивали основу для существования власти на территории империи. Более того, усилия церкви были направлены на обращение в христианство варваров, появлявшихся в пределах империи. В центры научных знаний превращались монастыри. В 529 г. Бенедикт Нурсийский основал католический монастырь близ Неаполя по образцу христианских монастырей в Малой Азии, Сирии, Египте. Монахи-бенедиктинцы были обязаны заниматься наукой. При монастырях и церквях, начиная с VI в., существовали школы, обеспечивающие необходимый для священнослужителей уровень образования. Но школы давали и элементы светского образования, в частности, грамматика, риторика и диалектика составляли так называемый «триувиум» (три пути познания). Отсюда возник термин «тривиальный». Позднее в школах стали преподавать арифметику, геометрию, астрономию и музыку, составившие «квадриум» (четыре пути познания). Эти семь дисциплин назывались «семью свободными искусствами». Обучение в школах при монастырях не имело возрастного ценза: дети и взрослые учились вместе, по единой программе. Преподававшие в монастырских школах ученые монахи достигали порой значительных результатов во всех областях научных знаний. В VI — VII вв. их сочинения носили обобщающий, компилятивный характер. Начиная с X в., появляются сочинения практической направленности. К числу таких сочинений можно отнести «Записки о различных ремеслах» монаха Теофи- ла (X в.), где описаны практически все области технической деятельности того времени. Обучение в школах при монастырях не имело возрастного ценза 54 3. Средневековая наука. Эпоха религии Монастырские школы стали со временем расширять сферы своей деятельности. К преподаванию в них стали привлекаться ученые иностранцы. В первой половине XI в. из монастырских школ возникают университеты, но уже как светские учебные заведения. Слово «университет» означает совокупность, общность (лат. universitas — совокупность). Любопытно, что слово «декан» (лат. decanum), означающее «старший над десятью монахами в монастыре», прямо указывает на происхождение университетов от монастырских школ. Леонардо Пизанский Образцом для организации университетов стал (Фибоначчи) Болонский университет, созданный в 1119 г. В 1150 г. был основан Парижский университет. Вышедшая в 1167 г. из Парижского университета группа студентов обосновалась в Оксфордской монастырской школе, основав затем Оксфордский университет. Выпускники Оксфорда составили ядро Кембриджского университета (1209 г.). Таким образом, Парижский университет стал родоначальником двух английских университетов. Преподавание в университетах велось на латыни. В XII в. появились государственные университеты в Испании, Португалии, Польше, Чехии. Прием в средневековые университеты был практически не ограничен. Главным видом занятий являлись лекции и дискуссии. Как правило, в средневековых университетах организовывалось три факультета: богословский, юридический и медицинский. Если был четвертый — «артистический» факультет (это название по смыслу близко современному «гуманитарный»), то он выполнял роль школы, в которой изучались «семь свободных искусств». Начиная с XII — XIII вв. западноевропейская наука обогатилась значительным числом переводов с арабского и греческого на латынь. Наряду с сочинениями Платона, Аристотеля, Евклида, Архимеда, Птолемея стали доступными и сочинения арабских ученых. Начинают развиваться естественные науки, математика. Выдающийся вклад в развитие математики внес Леонардо Пизанский (Фибоначчи) (1180—1240), написавший обобщающий математический трактат «Книгу абака», которая на долгие годы стала классическим образцом изложения математики с использованием арабской алгебры и индийского исчисления. Его книга «Практическая геометрия» обобщала данные планиметрии и стереометрии. В «Книге о квадратах» изложены методы решения неопределенных квадратных уравнений. Широкое распространение в Европе получил трактат Вителлия (около 1225 — около 1281) «Перспектива», в котором изложены открытия в области оптики, в частности дано объяснение возникновения радуги преломлением на каплях воды. Знаменитый францисканский монах Роджер БЗкон (1214 — 1292) большое значение придавал эксперименту в естествознании. Его труд «Об опытной работе» в значительной части посвящен проблемам эксперимента в фи- 55 Раздел I. История науки в доклассический период зике и оптике. Бэкон считал скорость света конечной и высказал догадку о том, что свет не поток частиц, а представляет собой распространение движения, что близко по смыслу к волновой гипотезе. Глубиной разработки вопросов математики, физики, механики отличаются труды английского математика из Оксфорда Томаса Брадвердина (1290 — 1349). Важнейшей в его работах является постановка вопроса о дискретных и непрерывных величинах. В трактате «О пропорциях» Томас Брадвердин сделал первую попытку систематизировать научные идеи на математической основе. В Парижском университете глубоко изучались р°джер проблемы движения. Большой вклад в развитие идей в этом направлении внесли ученые университета Жан Буридан (1297 — 1357), Альберт Саксонский (1316 — 1390), Никола Орем (около 1323 — 1382). Так же, как и в других странах, в Западной Европе трудились алхимики, основные усилия которых были направлены на отыскание «философского камня», способного превращать неблагородные металлы в золото. С неизменным рвением алхимики искали и «эликсир молодости» (от арабского «аль-иксир» — сухое вещество, превращавшее металлы в золото). Подобные попытки давали тем не менее реальные практические результаты, в основном касающиеся прове- дения химических реакций с кислотами, щелочами, солями. В XII в. европейские алхимики получили путем перегонки винный спирт, используемый ими как химический реактив, горючее вещество, растворитель. Бурно развивающиеся с начала XII в. дипломатия и торговля способствовали накоплению географических знаний. Первым западноевропейским справочником-путеводителем, содержавшим различные сведения об азиатских странах, была книга венецианского путешественника Марко Поло (около 1254 — 1324). Марко Поло в течение четырех лет (1271 — 1275 гг.) совершил путешествие на Дальний Восток, достиг Пекина, острова Суматра. В своей «Книге о разнообразии мира» он описал виденные им страны, дворы великого хана монголов и китайского императора, города, быт, нравы народов далеких стран. Книга Марко Поло послужила развитию геодезии и картографии. С конца XIII в. начинаются попытки достичь Индии через Атлантический океан, то есть следуя на Запад.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Западноевропейская наука» з дисципліни «Історія науки»