Расширение торговли и военные походы стимулировали развитие способов передвижения. Строились дороги, сооружались мосты. Наибольшим достижением стало создание колесной повозки, которая впервые стала использоваться с IV тысячелетия до н. э. в МохеджоДаро (Индия). Изобретение колеса в корне изменило способы передвижения по суше. Этому способствовал переход к скотоводству и земледелию, когда систематические передвижения стали необходимыми для смены пастбищ, а домашний инвентарь уже был сложнее, возникла необходимость изменить примитивный волок на колесную тележку. Сначала колесо неподвижно закреплялось на подвижной оси, а затем изобрели (ІІ тысячелетие до н. э.) колесо со ступицей, что давало значительные преимущества. Для уменьшения веса тележки вместо сплошных деревянных колес стали изготовлять колеса со спицами, позже появились металлические оси и колеса. Общий вид деревянных колес того времени и древняя египетская колесница с металлическими колесами со спицами изображены на рис. 1.12.
Рисунок 1.12 – Колеса деревянные (1 – сплошное; 2 – c прорезанными отверстиями) и древняя египетская колесница Еще в древности человек использовал водные пути рек и морское пространство для передвижения. Особенное развитие морское дело приобрело в рабовладельческом обществе. Вначале мореплавание было каботажным. В 325 – 320 г. до н. э. греком Питием (из Миссими) было совершено путешествие на север с целью приобретения олова и янтаря. Он прошел Геркулесовы столбы (Гибралтар), достиг Британии, обогнул ее, приблизился к устью Эльбы и исследовал берега Норвегии вплоть до Полярного круга. Значительно улучшаются пристани, гавани, появляются маяки, например в Александрии. Большие изменения произошли в морском флоте. Основным типом греческого боевого корабля являлась триера (рис. 1.13).
25
Рисунок 1.13 – Корабль древних египтян (сверху) и греческий корабль – триера Корабль имел надводный медный таран. Численность экипажа достигала 150-200 чел. Желая увеличить быстроходность кораблей, греки, а затем и римляне, стали сооружать суда с 4 этажами гребцов (тетреры), 5 этажами (пентеры) и даже с 8 этажами (октеры).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Улучшение способов передвижения» з дисципліни «Історія інженерної діяльності»