Техника – (гр. – искусство, ремесло, мастерство). Развитие техники, в том числе энергетики и электроэнергетики, – есть мощная сила, которая влия-ет на жизненный уровень людей, изменяет характер общества, его общест-венный строй – первобытный, рабовладельческий, феодальный, крепостниче-ский, капиталистический, социалистический и т. д. Развитие техники является причиной социальных перемен и направляет общественное развитие. Техника в конце XIX-XX веков находилась в фокусе изучения различных дисциплин как технических, так и естественных, а также общественных. Технику можно отнести к сфере материальной культуры. Своими при-способлениями, устройствами она усилила наш слух, зрение, силу и ловкость; она сокращает расстояние и время, увеличивает производительность труда. Об-легчая удовлетворение потребностей, она тем самым порождает новые потреб-ности. Техника подарила человечеству пространство и время, материю и силу, и сама служит той силой, которая неудержимо гонит вперед колесо прогресса. Но! Материальная культура тесно связана у человека с духовной культу-рой самыми неразрывными узами, и поэтому техника имеет и нематериаль-ный аспект в виде совокупности знаний. Наука и техника строятся из фактов и опыта. Но не организованное твор-ческой мыслью простое собрание фактов, опытов, наблюдений так же мало за-служивает названия науки и инженерии, как груда кирпичей заслуживает на-звания дома. Техника имеет свои объективные законы строения и развития (как и нау-ка). В связи с неизбежным развитием и усложнением мира техники, ускоряю-щимся научно-техническим прогрессом все бóльшую актуальность приобрета-ют знания о самой технике в целом – единые представления о строении и раз-витии самых различных машин, приборов, аппаратов. Поэтому требуется рас-ширение общетехнической и фундаментальной подготовки инженеров. Исследование и формулировка объективных законов строения и раз-вития техники по аналогии с законами природы – одно из главных и мало разработанных направлений общетехнической фундаментализации инже-нерного образования. Ак. И. Ф. Образцов. Становление единой системы научных знаний вводит в область техники понятие «техносфера» (по аналогии с биосферой, ноосферой, атмосферой и т. п.). Это понятие фиксирует некоторые целостные параметры происходящих в технике и технологии естественных процессов. Техносфера может быть определена как система отношений между че-ловеком и природой, в которой техника выступает как посредник и источник формирования определенного типа взаимодействия – между техникой – как ис-кусственной средой, и природой – как естественной средой. Техника – 1) это совокупность средств труда, орудий, с помощью кото-рых создают что-то; 2) это машины, механические орудия, всевозможные уст-ройства; 3) это совокупность знаний, средств, способов, используемых в каком-нибудь деле. Техника может быть интерпретирована: – как совокупность технических устройств – от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем; – как совокупность различных видов технической деятельности, по соз-данию этих устройств и систем; – как совокупность технических знаний, научно-теоретических, а также системотехнических. Развитие технических знаний необходимо рассматривать в единстве с прогрессом естественно-научных знаний. Однако следует принимать во внима-ние относительную самостоятельность развития технического знания и его обу-словленность прогрессом естествознания и техники. Можно выделить четыре этапа в развитии технических знаний. I этап. Донаучный (от первобытно-общинного строя и кончая эпохой Возрождения), когда технические знания существовали как эмпирическое опи-сание средств трудовой деятельности и способов их применения. II этап. Начало использования научных знаний (от второй половины XV века до начала XIX века), когда для решения практических задач начинают ис-пользовать научные знания. В это время продолжается становление естество-знания. III этап. Охватывает период с XIX века до середины XX века. Это так на-зываемый классический период в истории естествознания и технических наук, когда между ними складываются устойчивые взаимосвязи. IV этап – от середины XX века до начала XXI века. В этот период проис-ходит интеграция технического и естественно-научного знания, к которому на-чинают подключаться и социально-гуманитарные знания. Это происходит в ре-зультате становления автоматизированных производств, развития информати-ки, космонавтики, новых технологий – информационной, биотехнологии, нано-технологии и др. Возникает, по аналогии с биосферой и ноосферой, область техники – техносфера. Техносфера представляет собой систему отношений: – между человеком и природой; – между техникой и природой; – между человеком и техникой; – техники и основ цивилизации и культуры. Существует мнение, что техносфера сейчас занимает не только приори-тетное место, но и порабощает человека, подчиняя его законам своей эволю-ции. Нужно иметь в виду, что человеческое общество еще не научилось адек-ватно использовать достижения технического прогресса, так как психологи-ческие и культурные процессы идут медленнее научно-технических.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Техника» з дисципліни «Історія розвитку галузі електроенергетики»