ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ И НАУЧНЫЕЗНАНИЯ В ЦИВИЛИЗАЦИЯХ ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКИ И ДОКОЛУМБОВОЙ АМЕРИКЕ
Африка сама напишет свою историю, славную и почетную для всего континента, от севера до юга», сказал Патрис Лумумба незадолго до ею убийства в 1961 году. И действительно, сейчас Африка оживляет свои важнейшие исторические традиции н восстанавливает культурные ценности. По линии ЮНЕСКО подготовлена и издана многотомная «Всеобщая история Африки», посвященная различным аспектам и сторонам исторического развития черного континента, вышел целый рад научных трудов, в которых дается анализ различных сфер культуры многообразного мира африканских цивилизаций. Достаточно привести в качестве примера великолепную монографию французского исследователя Ж.Маке «Цивилизации Африки южнее Сахары», в которой подробно излагаются история, технические навыки, искусства цивилизаций лука, леса, зернохранилищ, копья, городов и промышленности. В отечественных же монографиях и учебных пособиях почему-то не уделяется внимания достижениям цивилизации Тропической Африки в области техники. Необходимо заметить, что аналогично дело обстоит и с блестящими цивилизациями доколумбовой Америки, достигших значительных успехов в науке и имевших своеобразную технику. Поэтому в наших лекциях следует рассмотреть хотя бы эскизно развитое научных знаний н достижения в сфере техники этих неевропейских цивилизации. Поскольку первые на земле люди, очевидно, появились на Африканском континенте, постольку он занимает совершенно особое место в изучении всей истории человечества, в том числе и истории науки и техники. Находки древнейших галечных и каменных орудий и датируемых начатом верхнего палеолита (около 50 тысяч лет назад) многочисленных остатков толстых и тонких обработанных нуклеусов и рубил с черенком в районах Магриба, Сахары, Южной Африки, Восточной Африки и бассейна Конго (Заир), свидетельствуют о развитии и успехах ранне- и позднепалеолитических людей на африканской земле. Огромное количество усовершенствованных каменных орудий и наскальных изображений, относящихся к мезолиту, говорит о значительном росте населения и высоком уровне доисторической культуры в определенных областях Африки начиная с X тысячелетия до н.э. Уже в период мезолита высокого развития достигло наскальное изобразительное искусство в виде рельефов и росписей на темы охоты. Во многих областях Африки в Магрибе, Сахаре, долине Нила, Нубии, в Восточном? Судане, Эфиопии, Восточной Африке, в центральном бассейне Конго (Заир) и в Южной Африке сохранились прекрасные наскальные изображения, на которых: показаны чаще всего дикие животные степей и саванн, а также люди на охоте, во время танцев и при исполнении культовых церемоний. С наступлением неолита наскальное изобразительное искусство продолжало развиваться, » частично его традиции дожили до нового времени. «Сейчас историки и археологи, - пишет немецкий исследователь Т.Бюттнер, - уже имеют более четкое представление о непосредственно доисторическом периоде истории Африки (неолит). В это время возникли новые отрасли хозяйства земледелие и скотоводство. Благодаря применению более совершенных технических приемов, например шлифовки, неолитические люди могли более искусно придавать камню необходимые формы. В результате появилось много каменных изделий, неизвестных ранее или известных лишь в зачаточном виде. Лук н стрелы были усовершенствованы, и это облегчило охоту. Появление просверленных и полированных изделий, изобретение и усовершенствование гончарства, более широкое распространение керамики - все эти достижения резко отделяют неолит от предшествующих периодов, когда человек жил преимущественно охотой. Теперь основой его существования становятся земледелие и скотоводство». В некоторых местностях Африки использование жерновов и керамики, тесно связанное с переходом бывших охотников к оседлому образу жизни, началось раньше, чем в Европе. Эмпирические факты свидетельствуют о том, что развитие не было процессом равномерным, ибо часть племен даже в период зрелого неолита продолжала вести жизнь охотников и рыбаков. Более того, для многих районов Южной Африки типичен пример бушменов охотников и собирателей, происходящих по прямой линии от первобытного человека и не вышедших из стадии мезолита. «Их историческое развитие зашло в тупик и отчасти приостановилось» (Т. Бюттнер). Бушмены прославились десятками тысяч принадлежащих им наскальных изображений, которые показывают их высокоразвитую охотничью культуру. Напротив, в других областях Африки в результате исключительно благоприятною стечения обстоятельств, в том числе благоприятных природных условий, обнаруживается ускоренное развитие, приведшее к современной индустриальной цивилизации. Несомненно, в разных регионах черного континента существовали определенные общности, отличавшиеся теми или иными специфическими чертами материальной и духовной культуры, которые в современной науке определяют как предцивилизации или протоцивилизации. «Эти, условно говоря, древнейшие цивилизации, -отмечает Л.Е. Куббель в монографии «Древние цивилизации», сложение которых в общем совпало по времени с переходом к железному веку на всей территории субсахарской Африки, формировались в нескольких главных районах, которые разделяли огромные расстояния, где, по-видимому, сохранялось население, жившее еще на ранних стадиях первобытнообщинного строя». К таким очагам цивилизации исследователи (Т.Бюттнер, Дж.Д.Кларк, Л.Е. Куббель и др.), как правило, относят 1) Западный Судан и сопредельные с ним части сахельской зоны на севере, а также прилегавшие к ним области Сахары; 2) центральную и юго-западную части современной Нигерии; 3) бассейн верхнего течения р. Луалаба (нынешняя провинция Шаба в Заире); 4) центральную и восточную области сегодняшней Республики Зимбабве, которая своим названием обязана как риз блестящей цивилизации, сложившейся здесь в первые века II тыс. н.э., и 5) африканское побережье Индийского океана. Археологические исследования последних десятилетий убедительно показывают прямую преемственность между этими древнейшими цивилизациями и цивилизациями африканского средневековья великими державами Западного Судана (Гана, Мали, Сонгай), Ифе, Бенин, Конго, Зимбабве, суахилийской цивилизацией. Л.Е. Куббеля, всееди цивилизации обладают присущей им спецификой, обусловленной целым рядом факторов (о чем будет речь идти ниже). Наибольшего развития достигли древнейшие цивилизации, сложившиеся в Западном Судане и в Нигерии. Центральноафриканские очаги отставали по времени появления металлургии железа и меди и крупных поселений городского типа. Восточноафриканский очаг отличала определенная специфика, связанная с ролью морской торговли в его формировании. В современной науке проблема возникновения земледелия в Африке решается на основе разграничения традиций производства каменных орудий. Так, характерная для Сахары «неолитическая» традиция производства орудий из кремнистого известняка и халцедона подразделяется на несколько вариантов, причем южная граница распространения этой традиции проходит по 15-й параллели. Здесь на смену ей приходят разнообразные микролитические культуры с использованием кварца, и представляется очевидным, замечает крупнейшнй африкановед Дж.Кларк в своей книге «Доисторическая Африка», что столь отличные друг от друга траднщш отразили различия, существовавшие между двумя экологическими зонами. Именно по отношению к району к югу от 15-й параллели американский проф. Дж.Мердок предполагает самостоятельное возникновение земледелия в период от 5000 до 4000 лет до н. э., т. е. в то же самое время, когда оно, судя по всему, проникло из Юго-Западной Азии в Египет. Фактических доказательств, способных поддержать эту гипотезу, до сих пор пока не обнаружено, однако за последние десятилетия в распоряжение исследователей поступило множество данных, которые помогают пролить свет на происхождение земледелия к югу от Сахары. Раскопки в Сьерра-Леоне, Гане и Нигерии показали, что около 3000г. до н.э. микролитическая традиция «верхнего палеолита» обогатилась добавлением некоторых «неолитических» черт, таких, как производство шлифовальных и полированных каменных топоров и керамики (К.Кун, К.Флайт, Т.Шоу). Вполне возможно истолковать эти данные как указывающие на появление к рассматриваемому времени у некоторых народов саванн и лесов земледелия и, вероятно, скотоводства. Это, безусловно, произошло вслед за первым проникновением окультуренных растений и прирученных животных в Северную Африку; поэтому опыт возделывания земли и разведения животных вместе с продуктами земледелия и скотоводства, вероятно, распространился оттуда в южном направлении вскоре после V тысячелетия до н.э. Основные линии коммуникаций с севера на юг были, несомненно, теми же, что и в последующие периоды, когда по ним пролегали маршруты колесниц, а природные условия этих районов таковы, что «неолитические» коллективы пустыни должны были обладать высокой подвижностью. Движение от Нила в западном направлении, к северным оазисам, подтверждается находками в Харге и Сиве, тогда как у Вадн. Ховара одно время проходил естественный путь на запад от Нила к поясу саванн на широте Мероэ. В самом деле, широкое распространение хартумской керамики с волнистым орнаментом вплоть до плато Хоггар н возвышенности Вань-янга в Тнбестн наряду с обширной торговлей добывавшимся в Тнбестн амазонитом через всю Сахару от Атлантического побережья до долины Нила показывает, что окультуривание растении и приручение животных могли в равной степени быть привнесены в это время к границам пояса саванн (Э.Эркел, П.Укко). Почему же в таком случае, задает вопрос Дж.Кларк, неолитическая технология, связанная, как правило, с производящим хозяйством, впервые появилась в Западной Африке лишь спустя две тысячи лет? Это было обусловлено, по его мнению, несколькими причинами. Окружающая среда уже обеспечивала неистощимые запасы мясной н растительной пищи - больше, чем было необходимо для обитавших там коллективов людей. Поэтому на начальной стадии не существовало особых мотивов, побуждавших эти коллективы к возделыванию земли и приручению животных. Играло свою роль и то, что неолитические орудия не могли обладать заметными преимуществами в характерных условиях окружающей среды повышенное выпадение осадков, леса из твердых пород, быстрая регенерация. Однако основной причиной, вероятно, была та, что в Египте и Северной Африке выращивали сельскохозяйственные культуры, требовавшие зимних осадков, - пшеницу и ячмень, которые не дают урожая в условиях летних дождливых сезонов. Распространению земледелия в большинстве районов Западной и Экваториальной Африки способствовала муха цеце, которая является преградой для разведения здесь любого скота, за исключением мелкого, а также обладающего иммунитетом к укусам цеце карликового скота, который встречается в некоторых областях Западной Африки. Поэтому в конце доисторического периода указанные районы, по всей вероятности, были заселены оседлыми земледельцами, добывавшими большую часть необходимой им мясной пищи при помощи охоты. Иная картина, замечает Дж.Кларк, сложилась на восточной оконечности континента, где скотоводческие народы издавна селились в районе Африканского рога и в Восточной Африке. Поселения земледельцев, в основном «неолитических», но использовавших в ряде случаев и медь, были обнаружены на плато в Северо-Восточной Эфиопии. Определенную роль в развитии техники ряда цивилизаций черного континента сыграли внеафриканские контакты. Так, Западный Судан к VIII в. н.э. уже насчитывал многие столетия контакта с Северной Африкой, а Восточная Африка имела давние связи с бассейном Красного моря и районом Персидского залива и Южной Азией. В то же время нигерийский и центральноафриканский очаги с неафриканскими обществами непосредственно не взаимодействовали, однако существовали опосредованные связи, например предшественников цивилизации Зимбабве с Ближним Востоком и Южной Азией через гавани восточноафриканского побережья. Известны, например, находки римских изделий в достаточно удаленных от караванных и морских путей внутренних областях Африканского континента. «Высокий уровень цивилизации западносуданского очага был, - отмечает Л.Е. Куббель, результатом развития местных обществ, хотя давние и стабильные связи с классовыми обществами Средиземноморья в определенной мере ускорили такое развитие». Эти связи зафиксированы в многочисленных наскальных изображениях вдоль двух главных древних путей через Сахару: из Южною Марокко в раной внутренней дельты р. Нигер и из Феццана к восточной оконечности большой излучины Нигера в районе нынешнего города Гао (речь идет о так называемых дорогах колесниц). Подлинный «технический переворот» произошел с появлением в Сахаре верблюда примерно на рубеже II - I вв. до н.э. Его серьезные социальные последствия состоят в том, что получили четкий характер формы взаимоотношений жителей пустыни и их оседлых соседей на юге; кроме того, именно благодаря верблюдам торговля через пустыню в конечном счете (при арабах) превратилась в стабильный институт. Транссахарские контакты сыграли, считает Л.Е. Куббель, определенную роль в сложении западноафриканского очага индустрии бронзового века, предшествовавшего металлургии железа, очага, единственною во всей Тропической Африке. Раскопки французской исследовательницы Н.Ламбер в Мавритании в 60-х гг. доказали существование здесь крупного центра медной и бронзовой индустрии. Находки датируются VI - V вв. до н. э. Мавританский центр бронзовой индустрии лежал как раз у южной оконечности западной «дороги колесниц», которая непосредственно соединяла ею с аналогичным, но относящимся к более раннему времени центром металлургии на юге Марокко. До внеафриканских контактов па черном континенте возник самобытный, уникальный очаг цивилизации в бассейне реки Нигер. Нигерийский очаг древнейших цивилизаций, как установлено научными исследованиями, непосредственно связан с возникновением в Западной Африке индустрии железа. Большинство ранних цивилизаций упомянутого очага отличает та или иная степень преемственности по отношению к так называемой культуре Нок самой ранней в регионе культуре железного века, восходящей к V в. до н.э. К ней принадлежат древнейшие дошедшие до нас памятники художественного творчества народов Тропической Африки - богатая коллекция реалистических скульптур, найденных при раскопках наряду с металлическими и каменными орудиями, украшениями из металла и жемчуга. Преемственную связь с произведениями Нок обнаруживает цивилизация Ифе, создававшаяся предками современного народа йоруба. Реалистическая скульптурная традиция нашла в искусстве Ифе дальнейшее развитие и продолжение в знаменитых бронзах Ифе. Возможность судить по археологическим материалам об уровне социальной организации создателей древних культур этого региона дают результаты раскопок, проведенных в Игбо-Укву, на нижнем Нигере. Британский ученый Т.Шоу обнаружил здесь развитую раннюю цивилизацию с высокой художественной культурой, с весьма совершенной для своего времени технологией обработки железа и бронзы. Литейщики из Игбо-Укву владели техникой литья по выплавляемым моделям («потерянный воск»), которая несколькими столетиями позднее составила славу бенинской бронзы. Раскопки Т.Шоу показали, что общество, создавшее эту цивилизацию, отличала развитая и уже довольно стратифицированная социальная организация. Особо интересен вопрос о культурных связях Игбо-Укву и Ифе. На основании стилистического сходства скульптуры обоих центров было высказано предположение, что Ифе - цивилизация более древняя, чем принято было считать; «аналогии же между отдельными видами украшений, известными по современным этнографическим исследованиям, и находками в Ифе и Игбо-Укву позволили предположить, что Ифе как культурный центр по меньшей мере синхронен Игбо-Укву» (Л.Е. Куббель), г. е. может быть датирован временем не позднее IX в. н.э. Это значит, что в древней Африке железного века процветали блестящие цивилизации, которые по своему уровню развития отнюдь не уступали средневековой цивилизации Западной Европы. Весьма оригинальными и самобытными являются цивилизации доколумбовой Америки, особенно цивилизации майя и ацтеков в Центральной Америке (долина Мехико) и инков в Южной Америки (Андское нагорье). По уровню своих достижений в облает науки и техники они далеко превзошли цивилизации Старого Света. Их возникновение, как отмечает немецкий ученый Б.Брентьес в своей книге «История техники», обусловлено исчезновением крупных животных и потеплением на американском континенте в интервале 8-6 тысяч лет до н.э., а затем наступившим похолоданием. Исчезновение крупных животных и потепление, которое привело к опустыниванию в Центральной Америке, заставило в VШ-VП тысячелетиях до н.э. увеличить использование растений как продуктов питания. Отесанные камни, которые были изготовлены где-то в 600 году до н.э., терка-мельница для измельчения растительной пищи древнеамериканского огородничества и садоводчества указывают на начало распространения вегетарианской пищи. В Северной Америке и на далеком юге Южной Америки индейские племена занимались преимущественно охотой, тогда как в Мексике и на Перуанском высокогорье выращивали и собирали тыкву, фасоль, плоды перца, помидоры, маис (кукурузу), картофель, дыню, земляные орехи, разводили сады, в которых росли томатные деревья, какао, авокадо, папайя и другие фрукты. Позже стали культивировать хлопок, чьи семена употреблялись в пищу. «На этой основе затем стало развиваться в древней Америке, - отмечает Б.Брентьес, - растениеводство, как огородничество и садоводство, в отличие от полеводства злаковых в Азии. Условия работы в огородничестве и садоводстве вели к небольшому производству и одновременно к невозможности постепенного одомашнивания животных, как в Азии». Действительно, в районах растениеводства доколумбовой Америки отсутствовали основные животные азиатских центров одомашнивания: овцы, козы и крупный рогатый скот. В Америке имелись дикая овца и крупный рогатый скот, но только за пределами огородничества и садоводства, на Севере, где на них охотились индейские племена, не предпринимая попыток к их доместикации. Огородничество и садоводство не использовало стадных животных, так как полученные овощи и фрукты главным образом предназначалось для собственного употребления. Незначительный излишек получаемой продукции в лучшем случае мог перенести и человек. Только в Перу использовались для перевозок верблюд, лама и гуанако, численность которых было весьма ограниченной и чье одомашнивание произошло, очевидно, на высшей стадии огородничества и садоводства. Данная стадия развития растениеводства в Перу характеризуется расцветом керамического производства, которое обусловлено в Южной Америке (на Перуанской низменной равнине) развитием искусственного орошения, не говоря уже о других факторах. В доколумбовой Америке на высочайшем уровне находилось ремесленное производство, о чем свидетельствуют выставленные Карлом V в различных городах своей империи посланные в 1520г. Монтесумой через Кортеса подарки из золота, серебра, драгоценных камней, тканей и перьев. Все посетившие эти выставки европейцы пришли в восхищение от блеска и великолепия Теночтитлана. Побывавший на выставке крупнейший немецкий художник, мастер гравюры А. Дюрер сделал в своем дневнике следующую запись: «Видел также предметы, привезенные королю из новой страны золота: солнце в туазу диаметром, целиком золотое; столь же большая луна из серебра; из тех же металлов военные украшения. Разного сорта оружие, щиты, военные трубы, удивительные защитные орудия, оригинальные наряды, церемониальные украшения и бессчетное число прекрасных предметов для разных нужд, своим великолепием превосходящие любое из доселе виденных чудесных произведений, заполняли две большие комнаты. Стоимость всех этих предметов столь велика, что их оценили в 100 тыс. флоринов. Никогда в жизни я не видел ничего, что взволновало бы меня так глубоко, как эти вещицы. Среди них я увидел прекрасные и удивительные произведения искусства, открывшие для меня творческий гений создателей всего этого великолепия...». Великолепие это было разрушено теми, кто столько им восхищался, расхваливал его. Великолепие это явилось кульминацией долгого процесса, на всем протяжении которого разные, сменявшие одна другую на нагорье цивилизации привносили своё, сохраняя опыт предшественников и передавая собственный опыт своим преемникам, в том числе ацтекам и майя. О наличии у майя накануне конкисты профессиональных ремесленников говорят почти все испанские и индейские авторы XVI - XVII вв. «В настоящее время, -свидетельствует Лопес де Когольюдо, - существуют великие мастера во всех видах ручных работ... и их имеется множество в своих селениях, кроме тех, что помогают в городе и больших поселениях, - ...сапожники, плотники, резчики по дереву, камню, скульпторы, мебельщики, мастера, которые могли делать очень любопытные вещи из раковин, каменщики, портные, художники и все остальные». Сам факт наличия профессионалов-ремесленников в обществе майя за несколько веков до прихода испанцев вряд ли может быть оспорен. Какую же роль играли они в экономике майя? Учитывая общий натуральный характер хозяйства майяского земледельца в рамках сельской общины, пока трудно говорить о какой-либо его зависимости от рынка и ремесла. И в самом деле, дома майяских крестьян из дерева и глины строились их же руками, с помощью родственников и друзей. Главные земледельческие орудия палка-копалка, плетеная сумка для семян и другие - изготовлялись без особого труда самими земледельцами. То же самое можно сказать и о многих других бытовых и хозяйственных предметах: кухонная глиняная посуда, полые тыквы, зернотерки, простейший ткацкий станок, копье, лук и стрелы, ловушки, силки, рыболовные сети и крючки (из кости и раковин), грубые ткани из хлопка и растительных волокон и т. д. Таким образом, рядовой майяский земледелец имел у себя под рукой почти все необходимое для независимого ведения хозяйства. На кого же в таком случае работали профессиональные ремесленники майя? В ходе анализа данной проблемы российский ученый В.И. Гуляев в своем моно-1рафическом исследовании «Города-государства маня», когда рассмотрению подверглись различные категории ремесленников, о которых говорят письменные источники и данные археологии: ювелиры, мастера по изделиям из перьев, скульпторы, каменщики, художники и т. д., - приходит к выводу о том, что они обслуживали, в основном, нужды царского двора. Следует заметить, что их социальный статус был выше статуса земледельцев, и они относились к обеспеченной категории населения. Наличие, богов-покровителей профессии - это также несомненный признак существования специалистов-ремесленников у древних майя. Интересно отметить, что у ацтеков, по сообщению Саагуна, к числу профессионалов-ремесленников, живших в отдельном квартале и имевших своих богов-покровителей, отнесены: золотых и серебряных дел мастера, мастера по изделиям из перьев («амантеки») и мастера по обработке драгоценных камней. Американские ученые Д.Стюарт и С.Хьюстон в своем исследовании «Письменность майя» в ходе дешифровки текстов майя смогли дать ответ на вопрос: что считала для себя важным правящая элита? Понятно, что первостепенное значение придавалось родовым связям и политической власти. В ходе исследований установлено, что в течение классического периода власть передавалась от отца к сыну, как это было в наследственных монархиях Европы. В надписях много места уделено отношениям между отцами и сыновьями в правящих родах и другим родственным отношениям. «Определенно, пишут Д.Стюарт и С.Хьюстон, - эти отношения имели большое значение для правителей майя. По-видимому, семейные связи были основополагающими для политической организации общества майя. Браки между правящими родами разных государств играли важную роль в дипломатии и заключении союзов. Внутри отдельных государств члены царской семьи, не принадлежавшие к прямой линии трона, иногда выполняли важные роли в государственном управлении». И далее они подчеркивают, что другие представители знати становились искусными ремесленниками, как об этом свидетельствует керамический сосуд из района Наранхо в Северной Гватемале. Этот сосуд, происходящий из ограбленного погребения (разграбление археологических памятников лишает аборигенные народы культурною наследия, а археологов - подробной информации о происхождении артефактов), подписан его создателем. Подпись частично читается: «Сын владыки (ахав) Наранхо и госпожи из Йашха». Многие художники оставляли свои подписи на керамике и каменных монументах. Несколько имен часто обнаруживают на одной скульптуре, что свидетельствует как о совместной работе нескольких скульпторов, так и о ценности, придаваемой произведениям знаменитых мастеров.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ И НАУЧНЫЕЗНАНИЯ В ЦИВИЛИЗАЦИЯХ ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКИ И ДОКОЛУМБОВОЙ АМЕРИКЕ» з дисципліни «Історія науки і техніки»