ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія науки і техніки » Історія науки і техніки

САКРАЛЬНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ И НАЧАЛА НАУКИ
В эпоху неолитической революции (8000 -3000 гг. до н. э.) началось одомашнивание растений и животных, были изобретены колесо, мотыга и др., что заложило фундамент для развития первых раннеклассовых цивилизации. Эти первые сакральные цивилизации открыли новую фазу мировой истории, одновременно возникнув и развиваясь в 4 регионах (ранние цивилизации доколумбовой Америки возникли гораздо позже): междуречье Тигра и Евфрата, долине Нила, междуречье Инда и Ганга и долине Хуанхэ. Скотоводство, земледелие и выплавка металла - вот достижения, которые легли в основу этих цивилизаций. С ними были знакомы шумеры и аккадцы, преобразовавшие природу Двуречья и создавшие новые источники общественного богатства. Они преобразили себя и свое общество благодаря новому способу производства материальных 6лаг, названному ному в свое время К.Марксом «азиатским». «Азиатский», или архаический, способ производства существовал как первая ступень в становлении цивилизации в Древнем Египте, в крито-микенском обществе, у эллинов до 8 6 вв. до н.э., в Испании, Галлии и Британии, в Древней Индии (культура Хараппа, эпоха вед) и Древнем Китае (периоды Ся, Шан-Инь, Сн-Чжоу), у скифов, хуннов, тюрков, монголов, у скандинавов эпохи викингов, полинезийцев, инков, майя и ацтеков и т.д. Поэтому «азиатский» способ производства является универсальным историческим этапом становления цивилизаций, в силу чего, данную общественно-экономическую формацию называют еще архаической формацией. Начиная с Индии, через Персию, Ирак и кончая северными районами Африки, тянется полоса, где в древности сформировались древнеегипетская, шумерская, вавилонская, древнеиндийская и другие цивилизации теократического (полусакрального) характера, основанные на азиатском способе производства.
В регионах, ставших колыбелями этих цивилизаций, преобладали пустыни пли полупустыни с горячим климатом. Существование общества требовало постоянной борьбы с пустыней, выполнения необычайно тяжелых и трудоемких работ для сохранения ирригационных сооружений (каналов, шлюзов, водосборников и регуляции рек). Без этих работ возделываемая почва быстро высыхала в жарком климате, грозя голодом населению. Земледелие в этих районах основывалось прежде всего на искусственных поливах, поэтому в силу жизненной необходимости население сосредоточивалось в долинах великих рек. Много сил отнимали постоянные работы по обузданию реки, в противном случае возделываемая земля находилась под угрозой высыхания пли затопления. Необходимость организации крупных работ по строительству каналов, водосборников ускоряла формирование в таких странах, как Египет или Месопотамия, политической организации, которая бы планиро­вала и координировала коллективный труд. Особенно насущно» необходимость проведения централизованных мелиоративных работ с целью обуздания Нила была в Египте. Древний Египет это узкая полоса долины Нила и сто широкая дельта; именно здесь располагались царства Верхнего и Нижнего Египта. Необходимость зарегулировать течение Нила па всем его протяжении системой водных сооружений привела к объединению обоих царств, положив начало крупным общественным работам, центральному планированию и управлению. В древнеегипетской цивилизации (как и в большинстве других сакральных цивилизаций (В.Г. Графский)) выделился сложный аппарат государственной власти, тесно сращенный с сакральным аппаратом жрецов. Последний был организован по принципу уровней посвящения, каждый из которых определял доступ к социально-управленческой информации соответствующей ценности. При этом практически все знания, накопленные жрецами, использовались, прежде всего, для управления обществом. Степень посвященности, эзотерический язык и письменность, сложные религиозно-магические ритуалы охраняли доступ к информации и играли весьма важную роль, поскольку жреческие касты трактовали знание, прежде всего как средство господства над людьми, осуществляя его поиск не столько из бескорыстной любви к истине, сколько в целях усиления своей власти.
В древнеегипетских религиозных верованиях зафиксирована структура психики, в чем-то подобная предложенной 3. Фрейдом (id, superego, ego). Человека от злого Сета (бота темноты) защищает Амон (хранитель Египта), судьбу Вселенной решает Ра (бог солнца). Эти боги репрезентируют соответственно мощные силы id, опирающиеся на логику обыденной действительности ego, и строгое, безжалостное superego. Знание структуры человеческой психики позволяло жрецам управлять поведением людей. Расцвет жречества был связан с расцветом знания, с накоплением знания как привилегии «людей храмов».
Закономерная связь знаний с властью существовала уже в деятельности первобытных колдунов. В. Графский подчеркивал, что «использование специализированных знаний в целях управления и сопутствующая
этому социальная дифференциация представляет собой явление более древнее, нежели государство и организованное насилие одного общественного класса над другим». Специализированное знание было необходимо для управления, как в первобытном, так и в классовом обществе, причем оно имело соответствующую общественной системе форму, для эффективного воздействия на сознание масс. В теократиях на первое место выдвигается каста жрецов, которая «держит в своих руках тайны необходимого для производства знания и пользуется своей профессией для получения львиной доли всего прибавочного продукта. Перед нами монопольное царство «мудрецов». В этом теократическом обществе служащие господствуют над теми, «кому они служат» (М.А. Рейснер). Религиозно-мистическая форма существования теоретических и технических знаний делает их недоступными для каких бы то ни было конкурентов. Священные книги могут читать только жрецы, знания зашифрованы на языке, доступном только посвященным. Для того же, чтобы получить посвящение, необходима специальная многолетняя выучка.
Древний Египет был классическим теократическим государством с плановым земледельческим хозяйством, с развитой астрономией и медициной, искусством и ремеслом (вазы его ремесленников и драгоценности ювелиров могли бы получить Гран При на любой из нынешних всемирных выставок). Развитие централизованной бюрократической машины управления, сосредоточение власти и концентрация знания в руках касты жрецов тесно связано с практическими потребностями общества. Развитое земледелие требовало точных наблюдений и предвидения различных явлений природы. В Древнем Египте земледелие было тесно связано с раз­ливами Нила, от способности предвидеть их зависели результаты труда египетского земледельца. Поскольку знания такого рода были сосредоточены в руках у жрецов, они служили основой их власти над обществом.
Систематическое наблюдение явлений природы привело к открытию определенных связей между ними, знание же этих связей позволяло предвидеть соответствующие явления. Например, систематические астрономические наблюдения привели к созданию календаря, а наблюдения разливов Нила позволяли определить время сева и жатвы, скоординировать их с соответствующими временами года. Наблюдения должны были проводиться постоянно и систематически записываться, жрецы вынуждены были согласно определенной программе обучать преемников; которых посвящали в свое знание. Таким способом обеспечивалась преемственность жреческой касты, содержание которой ложилось на остальную часть общества. Благодаря этому верхние слои общества, в данном случае жречество, в силу разделения производства на духовное и материальное располагали свободным временем для занятия высшими формами деятельности. Занятия представителей правя­щей элиты искусством и наукой возникли позже торговли, невозможной без рационального мышления, государства, управление которым, особенно на ранних этапах, требовало как рационального, так и иррационального мышления, руководство различного рода масштабными работами (строительство пирамид, ирригационных систем и т.д.). Все они являются социальными предпосылками генезиса науки.
Жречество и бюрократия играли большую роль в формировании классового общества. Представители аппарата управления должны были знать объективное состояние дел, владеть методами манипулирования сознанием масс. Не случайно, в сакральной древнеегипетской цивилизации видное место занимает социальная фигура писца, который не только создавал литературные тексты, но и исполнял административно-хозяйственные функции. Первые сведения о писцах содержат древнейшие «тексты пирамид» (по крайней мере часть из них относится к эпохе существования независимых царств Верхнего и Нижнего Египта). Уже в раннем периоде Древнего Египта (Раннее царство) широко использовалась письменность, что было обусловлено государственным делопроизводством и наличием крупных хозяйств. Первоначально письменность, как в Египте, так и на Балканах, на Крите, в древнейших культурах Хараппы и Мохенджо-Даро использовалась в хозяйственно-учетных целях, ятя учета и контроля произведенного продукта, для его распределения.
В.Коростовцев подчеркивает, что «многие египетские чиновники того времени (Древнего царства. В.П.) были людьми грамотными». Другими словами, многие писцы отнюдь не занимали скромного положения в древнеегипетском обществе, а часто были важными сановниками. Иерархическая и бюрократическая машина государственной власти Египта Древнего царства обусловила обширную переписку и сложную систему отчетности. В этом нуждались и крупные хозяйства сановников. О социальной значимости фигуры писца весьма определенно говорится в папирусе Анастаси II: «Будь писцом. Освобожден он от всяких [физических] повинностей, он защищен от работы всякой. Избавлен он от мотыги и кирки. Ты не будешь таскать корзин. Отдалит это тебя от гребли веслом и избавит тебя от [сечения] прутьями, не будешь ты находиться под [началом] многих господ, под [властью] многочисленных начальников ... Это он руководит работой всякой в стране этой». Профессия писца была одной из самых привилегированных в древнеегипетском обществе. Писец это мудрец Древнего Египта. Писцы составляли интеллектуальную элиту древнеегипетского общества, управляя сложной административной и экономической деятельностью страны.
Вместе с тем эта интеллектуальная элита в условиях, когда «египтяне по уровню общественного самосознания и строю мышления не могли охватить всю социально-экономическую структуру общества в целом, а тем более ее механику и развитие» (Е.С. Богословский), облекала специализированное знание в одежду мистики и религии, чтобы сохранить свое господство. Прежде всего, жрецы весьма эффективно использовали результаты накопленных в течение длительного времени систематических наблюдений небесных явлений. Так, в процессе астрономических наблюдений жрецы открыли циклически повторяющиеся затмения Солнца. Способность предвидеть эти затмения с весьма большой точностью использовалась ими для управления обществом. Люди верили, что жрецы в предсказанные дни и часы способны погасить и снова зажечь Солнце. Аналогично умение предсказывать наступление дождей, разливов Нила и других явлений природы толковалось как свидетельство могущества жрецов, их власти над Солнцем, Луной, звездами и другими элементами природы, близости к соответствующим богам. Посвященные же знали, что источником власти в действительности являются систематически проводимые наблюдения и тщательно оберегаемые записи на эзотерическом языке. Помимо астрономического знания жрецы накапливали также знания в области математики, химии, фармакологии, медицины, психологии, использовали гипноз, разрабатывали и тщательно готовили ритуальные действа с включением различного рода фокусов, чтобы вызвать уважение и страх, возбудить надежду и веру, и тем са­мым эффективнее осуществлять контроль над обществом. Жрецы применяли специализированные знания для усиления своей власти, убеждали людей, что явля­ются посредниками между ними и богами и что подношением даров последним через жрецов можно заслужить благосклонность богов. В действительности же «гробницы, саркофаги, целые храмы и пирамиды, бесчисленные жертвоприношения и алтари все это идет на потребу мертвых, дабы кормить живых жрецов. Страх перед загробной жизнью и Страшным Судом открывает новые источники жреческого благополучия» (М.А. Рейснер). Фундаментальным принципом древне­египетской цивилизации является вера в вечную жизнь, бессмертие.
В начале Древнего царства считалось, что только фараоны могли войти в загробный мир, и только гораздо позже это «право» распространилось на всех египтян. Как свидетельствуют достоверные исторические сведения и заключения ученых, /древние египтяне 4,5 тыс. лег назад совершили одну из самых странных среди всех социальных революций. В этой революции никто прямо и сознательно не стремился ни к земле, ни к власти, ни к новым политическим институтам, не требовал создать
человеческие условия труда и экспроприировать богатства фараонов и жрецов. В результате успешно завершившейся революции народ овладел тайнами преодоления смерти, магией, надгробными молитвами, ритуалами и их скрытыми значениями, т.е., по тогдашним представлениям, обрел возможность к загробной жизни. Революция за демистификацию и уничтожение эзотеризма, но не против невежества, а во имя и за полное равенство людей перед одной иллюзией.
Картину древнеегипетской сакральной цивилизации можно представить следующим образом: сильная централизованная теократическая власть во главе с фараоном, живым Богом на земле; народ, который стремился к вечности (бессмертию), представляя загробную жизнь как продолжение земной жизни; монументальная архи­тектура и живопись, служащие магическим целям; социальная организация, идеалами которой были безопасность и стабильность. Все стороны жизни древнего египтянина - социальная, политическая и экономическая - были пронизаны религией, выступавшей в качестве иллюзорного средства преодоления угрозы смерти. Древние египтяне, бальзамируя и помещая в дом вечности (пирамиду) тело умершего, предохраняли его от физического разложения. Все это сопровождалось магическим ритуалом, направленным на сохранение всех способностей человека и последующее оживление (Ф.Фрэзер)1.
1Предполагалось, что умерший фараон переселяется на небеса, причем это переселение обеспечивалось соответствующей технологией. Так, расположение пирамид трех последовательно правивших фараонов, Хуфу, Хафры, Менкаура и между собой, и относительно долины Нила точно такое же. как звезд ξ, ε и δ Ориона (ал-Нитак, ал-Нилам и Минтак по-арабски, так называемый Пояс Ориона) относительно Млечного Пути (Это открытие сделал бельгийский строитель Роберт Бьювел в 1993г.). Специальная шахта, проложенная из погребальной камеры в толще пирамиды Хуфу, была нацелена на прохождение через меридиан ал-Нитака (точное совпадение - около сер. Ш тыс. до н.э., т.е. в эпоху правления указанных фараонов). Если вспомнить, что Орион считался в Египте «созвездием Осириса», в которого и должен был перевоплотиться по смерти фараон, становится понятнее логика этой пятнадцатимиллионнотонной каменной машины для перемещения души фараона в космос. - Ред.
Несмотря на широко распространенную мысль о загробной жизни, на атмосферу религиозности и иррационализма, господствующую в обществе, древние египтяне сумели выработать замечательные принципы нравственного поведения индивида. Книги мудрости Аменемоне свидетельствуют о весьма высоком уровне морали в египетском обществе. Верховный принцип древнеегипетской этики воплощался в Маат1, особом качестве мира, созданном богами в момент творения (в нем содержатся такие идеи, как «порядок», «истина», «справедливость» и «добродетель»).
Маат - богиня Истины и Порядка, дочь бога солнца Ра, жена бога мудрости Тота. Участвовала в сотворении мира, уничтожении хаоса и установлении порядка. Культ Маат известен со времен Древнего царства. Фараоны включали имя Маат в свои титулы («владыка Маат»).
Маат репрезентировала волю богов. Индивид стремился действовать в соответствии с божественной волей, потому что это был единственный способ гармонизировать отношения с богами. Для древнеегипетского крестьянина Маат означала тяжелую повседневную работу, для должностного лица - справедливое решение. Маат выступала в качестве хранителя неизменного мира и общества. Ее основная функция состояла в предотвращении любой попытки поставить под сомнение структуру общества или любой возможности изменить его. Мир и все в нем таковы, какими были созданы в момент творения, поэтому все фиксировано, вечно и правильно. Войны, эпидемии и засухи считались временными нарушениями установленного космического порядка. Неизменность мира означала отсутствие хороших и плохих времен. Древнеегипетская мифология почти нацело циклична, а не линейна, в ней не было аналогов ни Эдема, ни прошедшего золотого века, ни Армагеддона.
В сфере духовной жизни цивилизации Древнего Египта, как и в других древневосточных цивилизациях,
прошлое господствовало над настоящим, для всех областей культуры характерны консерванта! и традиционализм. Вместе с тем консервативность восточных культур обнаруживается и в кумуляции рациональных знаний и рецептов деятельности, что внесло свой вклад в генезис науки, в сокровищницу мировой истории. Многие достижения древнеегипетской цивилизации вошли в арсенал европейской культуры и науки, опосредованные греко-римской культурой. В основе греко-римского (юлианского) календаря, которым мы пользуемся сегодня, лежит, в конечном счете, египетский календарь: именно он был первым солнечным календарем, с «жестко закрепленными» датами (в отличие от лунного, месяцы которого свободно «гуляют» по сезонам года). В основе европейской медицины лежит древнеегипетская медицина, имеется предположение, что иероглифы оказали влияние на создание финикийского алфавита, выступившего в качестве прототипа латинского алфавита. Успехи древних египтян в мумификации невозможны без соответствующих достижений в физике, химии, медицине и хирургии. Так, для мумификации человеческого тела египтяне использовали натрон. Современный анализ показал, что в его состав входят карбонат и бикарбонат, хлорид и сульфат натрия. Древние мумификаторы осознавали химические функции этих веществ в процессе мумификации они вынимали мозг через ноздри и помещали тело в натрон на 70 дней. Такие операции требовали точного знания анатомии, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся мумии.
Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует считать медицинские знания. Древнеегипетский врач был одновременно жрецом и магом, что характер­но для всего Востока, где не существовало резкой границы между медициной и религией. Несмотря на это, именно в Древнем Египте впервые в мировой истории возникла реальная медицина в современном значении •этого слова. Древнеегипетские врачи уже во времена фараона Тутанхамона занимались диагностикой болезней по радужке глаза (иридодиагностика). Знаменитый жрец фараона Ел Акс имел не только славу иридодиагноста, ему приписывается и заслуга в популяризации глазной диагностики, благодаря чему она из Египта проникла в Вавилон, Тибет, Индокитай и другие регионы. На двух папирусах, найденных при раскопках гробницы в городе Гизе, описана его методика диагностики по радужке. В них упоминается очень оригинальный способ «фотографирования» радужки при помощи специальных пластин из цинка или никеля, покрытых особой серебристой жидкостью. Такую пластину Ел Акс подносил к глазу больного на расстояние 2 см, держал ее ровно 4 мин, затем смазывал какой-то жидкостью и снова подносил к глазу на 30 с. После химической обработки поверхности пластины изображение на ней становилось цветным, яркие краски изображений глаз на металле сохранились до наших дней, хотя секрет «цветного фотографирования» Ел Акса так и не раскрыт.
Исторические документы свидетельствуют, что репутация древних египтян в области медицины и фармакологии была высоко оценена в древневосточных и греко-римской цивилизациях. Одна из наиболее значительных, фигур в истории египетской медицины Имхотеп, визир, архитектор и врач фараона Джосера. Обожествленный египтянами, он был воспринят древними греками под именем Асклепия, бога медицины.
В Древнем Египте была развита и такая важная отрасль науки, как математика, одним из крупных достижений которой было определенное развитие десятичной системы счисления. Любая административная и техническая деятельность (особенно строительная) нуждается в вычислениях. Древнеегипетская административная организация требовала знания арифметики и геометрии. Эффективность высокоцентрализованной администрации зависела от точного знания того, что происхо­дило в каждой провинции, во всех сферах деятельности. Неудивительно, что писцы большую часть своего служебного времени тратили на подсчет культивируемых площадей земли, количества производимых продуктов, их распределение, па определение числа и квалификации персонала и т.д. До персидского завоевания в Египте не были известны деньги, и использовался натуральный обмен, требующий постоянного пересчета стоимости одних предметов на стоимость других (И. Липинская В. Козинский), Особенно важным было исчисление выплат, налогов, платы работникам и т. д. Это требовало знания операций возведения в квадрат, извлечения квадратного корня. Древнеегипетские счетоводы были знакомы с арифметической и геометрической прогрессией. Для практических потребностей изготавливалось множество таблиц с готовыми решениями: одна из них является важнейшей частью знаменитого папируса Ринда.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «САКРАЛЬНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ И НАЧАЛА НАУКИ» з дисципліни «Історія науки і техніки»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: НЕОКЛАСИЧНИЙ ВАРІАНТ КІЛЬКІСНОЇ ТЕОРІЇ ГРОШЕЙ
Способи захисту від кредитного ризику
Способи залучення капіталу
Види та операції комерційних банків
СУЧАСНИЙ КЕЙНСІАНСЬКО-НЕОКЛАСИЧНИЙ СИНТЕЗ У ТЕОРІЇ ГРОШЕЙ


Категорія: Історія науки і техніки | Додав: koljan (17.05.2013)
Переглядів: 1132 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП