Изобретатели машин, произведших промышленную революцию, не были учеными, это были мастера-самоучки. Некоторые из них были неграмотны; к примеру, Стефенсон научился читать в 18 лет. В период промышленного переворота наука и техника развивались независимо друг от друга. В особенности это касалось математики, в это время появился векторный анализ, французский математик О.Коши создал теорию функций комплексного переменного, а англичанин У.Гамильтон и немец Г.Грасман создали векторную алгебру. В работах Лапласа, Лежандра и Пуассона была разработана теория вероятностей. Основные достижения физики были связаны с исследованием электричества и магнетизма. На рубеже XVIII-XX вв. итальянский физик Вольта создал гальваническую батарею; такого рода батареи долгое время были единственным источником электрического тока и необходимым элементом всех опытов. В 1820 г. датский физик Г.Эрстед обнаружил, что электрический ток воздействует на магнитную стрелку, затем француз А.Ампер установил, что вокруг проводника появляется магнитное поле и между двумя проводниками возникают силы притяжения или отталкивания. В 1831 г. Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции. Это явление состоит в том, что если замкнутый проводник при своем перемещении пересекает магнитные силовые линии, то в нем возбуждается электрический ток. В 1833 г. работавший в России немецкий ученый Эмилий Ленц создал общую теорию электромагнитной индукции. В 1841 г. Джоуль исследовал эффект выделения теплоты при прохождении электрического тока. В 1865 г. выдающийся английский ученый Джеймс Максвелл создал теорию электромагнитного поля. Теория электромагнетизма стала первой областью, где научные разработки стали непосредственно внедряться в технику. В 1832 г. русский подданный барон П. В. Шиллинг продемонстрировал первый образец электрического телеграфа. В приборе Шиллинга импульсы электрического тока вызывали отклонение стрелки, соответствующее определенной букве. В 1837 г. американец Морзе создал усовершенствованный телеграф, в котором передаваемые сообщения отмечались на бумажной ленте с помощью специальной азбуки. Однако потребовалось шесть лет прежде чем американское правительство оценило это изобретение и выделило деньги на постройку первой телеграфной линии между Вашингтоном и Балтимором. После этого телеграф стал стремительно развиваться, в 1850 г. телеграфный кабель соединил Лондон и Париж, а в 1858 г. был проложен кабель через Атлантический океан. В конце XVIII в. родилась новая наука, химия. Прежде алхимики считали, что все вещества состоят из четырех элементов: огня, воздуха, воды и земли. В 1789 г. Антуан Лоран Лавуазье экспериментально доказал закон сохранения вещества. Затем Джон Дальтон предложил атомистическую теорию строения вещества; он утверждал, что атомы различных веществ обладают различным весом и что химические соединения образуются сочетанием атомов в определенных численных соотношениях. В 1809 г. был открыт закон кратных объемов при химическом взаимодействии газов. Это явление было объяснено Дальтоном и Гей-Люссаком как свидетельство того, что в равных объемах газа содержится одинаковое количество молекул. Позднее Авогадро выдвинул гипотезу, что в определенном объеме (скажем, кубометре) любого газа содержится одинаковое количество молекул; эта гипотеза была экспериментально подтверждена в 40-х гг. французским химиком Ш.Жераром. В 1852 г. английский химик Э. Фрэнкленд ввел понятие валентности, т. е. числового выражения свойств атомов различных элементов вступать в химические соединения друг с другом. В 1869 г. Д. И. Менделеев создал периодическую систему элементов. Химическая промышленность в первой половине XIX в. производила в основном серную кислоту, соду и хлор. В 1785 г. Клод Луи Бертолле предложил отбеливать ткани хлорной известью. В 1842 г. русский химик Николай Зинин синтезировал первый искусственный краситель, анилин. В 50-х гг. немецкий химик А. Гофман и его ученик У. Перкин получили два других анилиновых красителя, розанелин и мовеин. В результате этих работ стало возможным создание анилинокрасочной промышленности, получившей быстрое развитие в Германии. Другой важной отраслью химической промышленности было производство взрывчатых веществ. В 1845 г. швейцарец Щенбейн изобрел пироксилин, а итальянец Сабреро – нитроглицерин. В 1862 г. швед Альфред Нобель наладил промышленное производство нитроглицерина, а затем перешел к производству динамита. В 1840-х гг. немецкий химик Юстус Либих обосновал принципы применения минеральных удобрений в с/х. С этого времени начинается производство суперфосфатных и калиевых удобрений, Германия становится центром европейской химической промышленности. Одним из достижений экспериментальной химии было создание фотографии. В XVIII в. был распространен аттракцион с использованием камеры-обскуры. Это был ящик с небольшим отверстием в которое вставлялось увеличительное стекло; на противоположной стенке можно было видеть изображение находящихся перед камерой предметов. В 1820-х гг. французский художник Жозеф Ньепс попытался зафиксировать это изображение. Покрыв слоем горной смолы медную пластинку, он вставлял ее в камеру, потом пластинку подвергали действию различных химикалий, чтобы проявить изображение. Все дело было в подборе фотонесущего слоя, проявителя и закрепителя. Потребовались долгие годы экспериментов, которые после смерти Ньепса продолжал его помощник Луи Дагер. К 1839 г. Дагеру удалось получить изображение на пластинках, покрытых иодистым серебром, после проявления их парами ртути; таким образом появилась дагерротипия. Французское правительство оценило это изобретение и назначило Дагеру пожизненную пенсию в 6 тысяч франков.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «НАУКА В ПЕРИОД ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА» з дисципліни «Історія науки і техніки»