ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія науки і техніки » Історія антропологічної думки

КОНДОРСЕ (1743-1794)
Мари Жан Антуан Никола Карита, маркиз де Кондорсе, родившийся в Пикардии, может считаться последним из «философов» . Он писал много, в основном по математике, а также на политические и социальные темы, но для нас особый интерес представляет только одно из его сочинений — «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». Кондорсе сыграл значительную роль в общественной жизни Франции своего времени. Он был горячим сторонником революции, однако испортил отношения с якобинцами и вынужден был скрываться. Когда он вышел из убежища, то был арестован и на следующее утро найден мертвым в камере. Было ли это самоубийством, осталось неясным. Он был учеником Тюрго, известного просветителя, поддерживал все либеральные программы своего времени и верил в возможность совершенствования человека. Особенно враждебно он относился к религии и священникам — он приходил в ярость от их невежества, ханжества, жадности, коррумпированности и развращенности.
Существует несколько вариантов «Эскиза...» (я пользовался изданием 1933 г. под редакцией О.Приора; далее — С). Следует помнить, что «Эскиз...» был написан в спешке и в трудных условиях, когда Кондорсе приходилось скрываться. Это сочинение о социальных институтах, типичное для автора XVIII столетия, и для нас оно особенно интересно потому, что оказалось светочем, который вывел Конта из тьмы.
Все известные нам народы, говорит Кондорсе, находятся где-то между нашей нынешней степенью цивилизации и тем, что мы подразумеваем под дикими племенами. От первых известных нам народов к современным нациям Европы ведет непрерывная цепочка. О древнейшем периоде нам известно только из рассказов путешественников. Наши знания о тех ступенях культуры, которые человечество прошло на пути к более высокому уровню, фактически осно-
ваны на догадках. Поэтому, делая теоретические выводы логического и дедуктивного характера, нам необходимо помнить, что основное отличие человека от животных — которые во многом похожи на него и имеют устойчивую социальную организацию — это культура (в особенности язык, моральные устои и социальный порядок). Исторические документальные источники подтверждают это. Но нам приходится соединять воедино истории различных народов, чтобы получить общий взгляд на прогресс человеческого рода. В «Эскизе...», таким образом, Кондорсе предлагает нам набросок, или план, всеобщей истории, сделанный в манере XVIII в. В нем мало упоминаний об отдельных событиях и личностях (хотя все же несколько имен встречаются), и главным образом он посвящен развитию идей и институтов от возникновения человеческого общества до Французской революции. Это «история мысли», и Кондорсе начинает ее с классификации социальных и культурных стадий, или состояний, которые прошел человек в своем развитии. Но если по форме «Эскиз...» — историческое сочинение, то по содержанию — вполне социологическое.
На Кондорсе, как и на многих современных ему писателей, сильное впечатление произвело — и произвело по праву — развитие физики, вызванное развитием математики, и он стал сторонником применения количественных методов в изучении социальных фактов. Он считал, что должна быть создана новая наука «социальная математика». По его мнению, знание того, что он подразумевал под законами истории, должно было дать нам ключи к будущему. Его взгляд был, как сегодня говорят некоторые, «более научным», чем взгляды большинства социальных философов его времени; и, надо отметить, он действительно обладал ясным пониманием научных методов и приемов.
Однако продолжим изложение книги. На первой стадии люди объединяются в народы — небольшие группы семей, живущие охотой и рыболовством и обладающие только простейшими, грубыми технологическими навыками, а также тем, что он называл «наукой», но пользующиеся языком и обладающие определенными понятиями о морали. Обьнай заменяет собой закон, и существует зачаточная форма управления. У людей мало времени на размышления, и разделение труда невелико. На этой стадии люди рке могут использовать суеверия (религиозные предрассудки) в своих интересах, и те, у кого есть элементарные познания в искусстве или религии, становятся лидерами. Это первые жрецы, или шарлатаны, или колдуны.
Вторая стадия — период от пастушества до земледелия. Пастушество позволяет человеку получать более обильное и стабильное
52
История антропологической мысли
Глава 5. Кондорсе
53

пропитание и, следовательно, оставляет больше свободного времени. Стало быть, накапливаются знания и совершенствуются искусства, а также изменяется ситуация с богатством, наемным трудом и рабством (труд человека теперь стоит дороже, чем его содержание). Большее разнообразие полезных вещей и их неравное распределение порождают торговлю, которая влечет за собой денежное обращение. Рост средств существования ведет к росту населения, а это, в свою очередь, к усложнению общественной жизни. Некоторые народы остановились на данной стадии вследствие климатических условий, привычек, любви к независимости, консерватизма, лени либо религиозных предрассудков.
Здесь мы можем прерваться и сделать несколько замечаний: 1) Кондорсе не приводит примеров обществ, находящихся на указанных стадиях; 2) его классификация общественных типов основывается на критериях производства и производственных отношений; 3) он показывает логически, если не эмпирически (или по крайней мере стремится показать), что определенные изменения в социальных институтах неизбежно следуют за изменениями в способе производства; 4) подобно своим современникам, главное место в социальной эволюции общества он отдает собственности, которая должна определять досуг, развитие управления, торговлю, денежное обращение и т.д.
Третья стадия начинается с возникновением земледелия и длится до создания алфавитного письма, которое Кондорсе почитал важнейшим изобретением, поскольку оно вместе с последующим появлением книгопечатания в известной мере положило конец тому, что он называл суевериями. Земледелие привязало людей к земле, и вследствие этого возникли большая стабильность и устойчивость в общественной жизни. Значение собственности и капитала стало более заметным, поскольку доходы от обработки земли стали приносить излишки. Установилось разделение труда, в результате чего обозначилась специализация ремесел и экономических функций. Торговля приобрела более широкие масштабы, и стал заметен подъем культуры. К трем классам, которые существовали уже в пастушеском обществе (владельцы, домашняя прислуга и рабы), добавились теперь разного рода трркеники и купцы. Благодаря возникновению новых институтов и развитию старых одновременно возросла необходимость в более разработанном законодательстве. На этой стадии постепенно начали происходить и другие прогрессивные изменения — например, в способах обучения детей, в отношениях между полами и в устройстве политических институтов. Возросла власть
привилегированных семей — их злоупотребления и вымогательства стали приводить к революциям и установлениям республик либо тираний. Так как земледельческие народы, оказавшиеся завоеванными, не могли покидать свою землю и должны были обрабатывать ее для своих хозяев, возникли разнообразные формы господства. Кондорсе делает и еще одно здравое замечание, говоря, что общение народов во многом ускорило их развитие благодаря культурным заимствованиям. Войны, которые ведут в конечном счете к культурному упадку, поначалу нередко приводят к распространению искусств и способствуют их развитию. В целом искусства и науки развиваются медленно, причем само это развитие происходит только благодаря тому, что отдельные семьи и кастовые группы используют искусство и Hayicy для эксплуатации простого народа. Подобно Сен-Симону и Кошу, Кондорсе признает, что у всего, что когда-то приходит в упадок и становится негодным, всегда в положенное время есть своя ценность.
Последующие стадии Кондорсе считает историческими, и на этом он заканчивает рассуждения о примитивных обществах, переходя к основным этапам истории мысли в Европе. Этапы эти таковы: четвертый начинается с развитием человеческой мысли в Греции и длится до разделения наук (примерно в эпоху Александра); пятый — с разделения наук до их упадка в аристотелевский период (согласно Гиббону, виной упадка стало христианство, враждебное всякому духу эмпирического исследования, а также нашествие варваров); шестой — от упадка просвещения до его возрождения в эпоху, близкую по времени к крестовым походам; седьмой — от первых успехов наук после их возрождения на Западе до изобретения книгопечатания, которое положило конец власти суеверий, широко и повсеместно распространив скептицизм; восьмой — от изобретения книгопечатания до того времени, когда наука и философия низвергли устаревшую картину мира; девятый — от Декарта до Французской республики; десятый — этап будущего прогресса человеческого духа.
Нет необходимости рассматривать подробно все то, что он говорит об указанных этапах. Можно лишь отметить, что в их отборе он проявил проницательность. Интересны также социологические черты, которыми он охарактеризовал каждый этап. Так, например, Греция достигла большого прогресса в науке потому, что у жрецов не было монополии на обучение. Крестовые походы благоприятствовали более свободному социальному порядку тем, что ослабили и разорили дворянство и расширили контакты европейских народов с арабами, которые жили в Испании, а также с другими народами
54
История антропологической мысли
Глава 5. Кондорсе

посредством торговли с Пизой, Генуей и Венецией. Изобретение книгопечатания способствовало появлению свободного и устойчивого общественного мнения, которое уже нельзя было не замечать. Захват Константинополя турками познакомил ученых Европы с сочинениями Аристотеля и Платона. Открытие Америки, помимо всех прочих последствий, дало возможность изучать новые типы обществ (Кондорсе не назвал ни одного конкретного примитивного общества, но, очевидно, был знаком с тем, что было написано о них в его время). Использование национальных языков вместо латыни в философии и науке сделало последние доступными простому народу, однако ученым стало труднее следить за общим развитием наук.
Могут быть уместными, наконец, еще несколько замечаний. Кондорсе бьи главным образом полемистом и социальным реформатором, который старался разоблачить привилегии и эксплуатацию повсюду, где бы он их ни находил. Он много говорил о науке, но в то же время как специалист в истории культуры был не очень сведущ — написанное им о средневековье обнаруживает предвзятость и оставляет желать лучшего. Тем не менее его справедливо считают предшественником социологии и социальной антропологии в том смысле, что он стал говорить о социальных институтах и об истории мысли (а не о политических событиях в узком смысле этого слова) с научной, сравнительной точки зрения.
«Единственное основание веры в естественные науки, — утверждал Кондорсе, — это идея, что общие законы, которые управляют явлениями во вселенной (известны нам эти законы или неизвестны), являются необходимыми и постоянными. Почему же эта идея должна быть менее применимой к развитию интеллектуальных способностей человека, чем к каким-либо другим проявлениям природы?» (С, 203). Подобно своим современникам, под такими общими законами он понимал законы культурного и сопутствующего ему социального развития, т.е. прогресса, и считал, что существенной чертой культуры, несмотря на некоторые регрессивные движения, является ее общая способность к накоплению. Именно поэтому мальчик, заканчивающий школу сегодня, знает в математике больше, чем знал Ньютон. Законы, стало быть, должны формулироваться с точки зрения стадий (epoques), на каждой из которых социальные изменения порождают новые потребности Qxsoins), которые, в свою очередь, ведут к дальнейшим изменениям Несмотря на то что часто эти изменения могут ассоциироваться в нашем сознании с отдельными личностями, которые нередко дают имя целым эпохам, все же надо признать, что именно великие социальные изменения создают эти личности, а не наоборот.
Декарт бьи выдающейся фигурой, но его значение состоит в том, что он является символом, продуктом и связующим звеном великого движения мысли (взгляд, родственный мировоззрению марксистов). Когда Кондорсе говорит об изобретении книгопечатания, он не приводит ни точной даты события, ни имени изобретателя, потому что сам факт интересует его исключительно как кульминация социальных изменений в одной эпохе и как причина социальных изменений в эпохе следующей. Все изложенное выше означало для Кондорсе, что общая теория может и должна быть сформулирована и, более того, что история любого народа может быть понята только в свете теоретических знаний, основанных на фактах всеобщей истории.
Изучение социальных фактов, по мнению Кондорсе, должно осуществляться путем непосредственного наблюдения за тем, что происходит в обществе. Религия, изложенная в книгах, это вовсе не та религия, что бытует в народе; так же различаются закон и его исполнение. Подобно этому принципы правления и реальность правления столь же разнятся, сколь и любой социальный институт в представлении его создателей и тот же институт, воплощенный на практике. В этих своих замечаниях Кондорсе прекрасно предугадывает разницу между формальными социологическими обзорами и полевой работой.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «КОНДОРСЕ (1743-1794)» з дисципліни «Історія антропологічної думки»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит звітності з податку на прибуток
Антоніми
Інвестиційний процес у державі з ринковою економікою
Технологічний процес кування
Комп’ютерна телефонія — поняття і застосування


Категорія: Історія антропологічної думки | Додав: koljan (17.05.2013)
Переглядів: 865 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП