Под властью хазар, колыбелью которых были Прикаспийские степи Северного Кавказа, оказалось Приазовье, Северное Причерноморье, часть степного Крыма. На севере Хазарский каганат занимал верховья Донца и Дона, на юге -предгорья Кавказа, на востоке его границей было Каспийское море и междуречье Волги и Дона. От эпохи каганата осталась яркая и самобытная салтово-маяцкая культура, созданная различными племенами, входившими в его состав. Памятники её весьма разнообразны. Известно много сезонных стойбищ по берегам рек и свыше двухсот поселений. Исследованные памятники свидетельствуют об изначальных занятиях кочевым сезонным скотоводством, о процессе оседания кочевников и образовании земледельческих и ремесленных поселений. К периоду расцвета культуры относятся поселения с земляными укреплениями, каменные городища, развалины величественных цитаделей, расположенных на высоких берегах больших рек Салтовское городище имело несколько укреплённых сооружений, в комплексе очень похожих на средневековый замок. Цимлянское городище было также укреплено мощными стенами и башнями из белого камня. Восточная и южная части были заняты жилищами - юртами и различными хозяйственными постройками. Возникают и настоящие города - Саркел, Итиль и Семендер. Саркел возник в начале IX в. на мысу левого берега р. Дон, Крепость имела форму четырёхугольника^ обнесённого кирпичными стенами с многочисленными башнями, в постройке которой принимали участие и мастера из Византии. Кроме того, крепость окружали глубокий ров и земляной вал. Город был густо заселён. Население состояло, в основном, из трёх групп: алано-болгар, славян и тюрок, занимавших в черте города свою особую территорию. Многочисленные привозные вещи - художественные изделия, поливная керамика, монеты - свидетельствуют об оживлённых торговых связях Саркела с Византией, Крымом, Закавказьем и Средней Азией. В городе проживали выдающиеся мастера-ремесленники: гончары, литейщики, кузнецы и оружейники. В 965 г. Саркел был взят великим князем Киевским Святославом и в дальнейшей своей истории известен как город Белая Вежа (в переводе на русский язык). К салтово-маяцкой культуре относятся и слои VIII - IX вв. в ряде приморских городов Таманского полуострова, в частности, Фанагории и Таматархи. Оба города располагались на берегу Таманского залива, на расстоянии 25 км друг от друга, оба на местах древних античных городов Фанагории и Гермонассы. Фа-нагория (в окрестностях станицы Сенной) - город с мощными культурными на-
49 пластованиями, причём средневековый слой достигает здесь 2 м и распространяется на прибрежной террасе на площади около 7,5 га. Керамика: кухонные горшки, котлы с внутренними ушками, лощёная посуда. Двухкамерные жилища площадью 18-20 м из каменной кладки на глиняном растворе образуют кварталы и улицы с мостовыми из костей животных и обломков керамики шириной около 2 м. Почти каждый дом имел огороженный массивной стеной дворик, являвшийся хозяйственным помещением без крыши. В нём обычно находились врытые в землю огромные пифосы - хранилища для вина и зерна, в полу двориков сооружались большие хозяйственные круглые ямы-погреба. Средневековая Таматарха (Тмутаракань) располагалась у станицы Таманской. Слой салтово-маяцкого времени находится на глубине 2 м (в центре и юго-западе городища). В культурном слое обнаружены находки, остатки домов и хозяйственных построек, аналогичные фанагорийским. Планировка города и здесь была уличная: дома соединялись в кварталы, разделённые узкими переулками, мощёными обломками керамики и щебнем. Известно много погребений VIII - IX вв., характеризующихся четырьмя способами захоронений: трупоположением в катакомбах, трупоюшожением в ямах и под курганами без курганных насыпей над ними, а также трупосожжени-ем. Самым большим могильником является Салтовский, расположенный в Белгородской области, в котором раскопано более 300 катакомб. Эти погребальные сооружения вырывали в твёрдом грунте на склонах холмов. Каждая катакомба состояла из двух частей: коридорного входа и погребальной камеры. Чем богаче погребения, тем длиннее вырывался коридор (дромос). Интересны погребения богатых воинов, снабжённых всем необходимым в загробной жизни: саблей, боевым топором, стрелами, поясом, украшенным высокохудожественными бляшками, (количество которых зависело от его знатности и социального статуса) и к которому крепились колчан, кинжал, мешочек для трута и т.п., а также "посмертной женой" - наложницей или рабыней. На руках у мужчин - браслеты, в ушах - серьги. Чем богаче набор вещей у мужчин, тем богаче и погребённая с ним женщина. Помимо серёг, колец, бус и браслетов с нею клали амулеты, зеркала и целые туалетные наборы, на поясе - нож, у головы - ножницы, у ног, как и у мужчин, - сосуды с напитками и едой. Ямные захоронения в небольших и неглубоких ямах - как бескурганные, так и подбойные (под курганами). Обряд погребения в них прост и однообразен, а набор вещей очень скромен: один-два сосуда и лежащие рядом кости животных, оставшиеся от жертвоприношений. Оружия нет. Могильники свидетельствуют о том, что катакомбные погребения совершались, в основном, аланами, ямные - болгарами и хазарами, трутюсожже-ния - возможно, славянами или тюркоязычными народами. Антропологические определения показали, что черепа погребённых отличались длинноголовостью и узколицестью и относятся к европеоидам.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Салтово-Маяцкая культура» з дисципліни «Основи археології»