ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Археологія » Археологія

Древний Новгород
изучен лучше других русских городов. Широкие
исследования в нем ведутся уже несколько десятилетий. В Новгороде
сохранились такие вещи, которые в обычных условиях не сохраняются:
различные многочисленные поделки из кожи и дерева. Это объясняется
тем, что Новгород расположен в низине и почва под ним очень влажная.
В Новгороде хорошо прослеживаются культурные слои, которые в
большинстве своем надежно датируются археологическим материалом.
Город строился не на пустом месте, на его территории были
расположены значительно более древние поселения, память о которых
сохранилась в виде деления города на «концы». Эти поселки были
объединены и обнесены единой стеной. Так возник, как считают,
Новый город. Уже в конце X в. он занимал, судя по материалам
раскопок, значительную площадь на правом и левом берегах Волхова
и являлся крупным торговым и ремесленным центром Русского
государства, так как был расположен на наивыгоднейшем перекрестке
торговых путей, важных для всей Руси и Северной Европы. В XI—
XII вв. Новгород становится одним из крупнейших городов
средневековой Европы, столицей огромного государства, занимавшего
первостепенное место в освоении севера Восточной Европы.
На протяжении многих столетий город вел оживленную торговлю.
Вниз по Волхову, через Ладожское озеро и Неву новгородцы попадали
в Швецию, Готланд и в земли прибалтийских славян. Через Ильмень-
озеро и Мету открывался путь по Волге в Болгарию, к хазарам, на
Кавказ, в страны Средней Азии. По Волхову, Ильменю, Днепру
пролегал знаменитый в древности путь «из варяг в греки».
Новгородские купцы проникали далеко на северо-восток, на Северную Двину,
Ваг и Вычегду, плавали по Ледовитому океану на Новую Землю. В
городе существовали иноземные торговые дворы: «готский»,
«немецкий». Встречаются археологические предметы, свидетельствующие о
широкой торговой деятельности города.
Особенностью новгородских гражданских построек является
отсутствие землянок, широко распространенных в других городах. Это
объясняется тем, что город расположен в низине, на влажных почвах.
Люди жили в наземных деревянных избах. Пол настилался из толстых
отесанных плах. Над нижним этажом дома возводился верхний этаж,
который был по площади больше нижнего и частично опирался на
407
вертикальные столбы. Дома отапливались кирпичными печами.
Установлено, что жилым было только верхнее помещение, а нижний этаж
служил для различных хозяйственных нужд. Там хранили инвентарь,
запасы продуктов, содержали мелкий рогатый скот и птицу. Дома были
нарядно украшены благодаря резьбе по дереву. Особенно красивы были
наличники окон. Археологи часто находят обломки деревянных
наличников и кусочки слюды от окон. В Новгороде применялась
своеобразная дренажная система осушения. Под домами и амбарами вкапывали
бочки без дна с отводными трубами. Скапливавшаяся в бочке вода
стекала по трубе в отстойник, а потом в реку. Новгородцы, да и жители
некоторых других городов, делали трубы из стволов деревьев. Для этого
бревно раскалывалось вдоль, в половинках выдалбливали желоб, после
чего их снова соединяли, обматывая берестой.
В Новгороде известны деревянные мостовые, которые строились
здесь начиная с X в. Вдоль домов клали продольные бревна, а на них
поперек настилали плахи. С ростом уровня почвы деревянная мостовая
постепенно тонула в грязи. Тогда старый настил наращивали за счет
новой мостовой. В Новгороде открыто около 30 таких слоев,
относящихся к X—XVI вв.
К XI в. относятся ранние каменные постройки Новгорода. Среди
них замечательный памятник русского зодчества — Софийский собор.
Новгородские церкви строились при помощи тех же приемов, что и
соборы других городов. При сооружении церквей использовался белый
строительный камень и плитчатый кирпич. В центре города вырос
каменный кремль, включавший в себя Софийский собор и ряд других
каменных зданий. Около кремля находился торг, Ярославово дворище,
вечевая площадь и дома иноземных и богатых новгородских купцов.
Город окружали с севера и юга монастыри-крепости — Юрьев и
Антониев.
Городское строительство было тесно связано с политическими
событиями. Новгородские церкви раннего периода зодчества относятся
к XI—XII вв. В XIII в. в городе не было выстроено ни одного каменного
сооружения. Очевидно, это связано с тем, что Новгород на протяжении
всего XIII в. вел героическую борьбу с немецкими захватчиками,
требовававшую крайнего напряжения всех сил.
С момента своего основания город являлся центром ремесла и
торговли. В одной из ремесленных частей города открыты мастерские
XI—XIII вв. Одна мастерская принадлежала маслоделу, вторая —
сапожнику, а третья —мастеру, изготавливавшему игрушки. А в
маслобойной мастерской находилось пять огромных жомов —
специальных прессов для выжимания растительного масла. Мастерская
кожевника представляла собой целый комплекс производств. Рядом с
домом был пристроен огромный ящик, в котором сохранился толстый
слой шерсти и извести. Это был зольник для первичной обработки
кожи. Вокруг мастерской сапожника найдено несколько тысяч обрыв-
408
ков кожи, обуви и отдельных заготовок, ремней и различных кожаных
поделок.
Следы ремесленного производства были открыты во всех концах
города. Оно охватывало все виды ремесла — от предметов литейного
и кузнечного производства до изготовления детских игрушек.
Особенно много было кузниц. На местах, где располагались кузницы,
археологи находят массу шлаков, крицы и кузнечный инструмент —
древнерусские кузнечные клещи и молотки, которые по форме почти
не отличаются от современных. В городе также жили ювелиры,
каменщики, столяры, бондари и гончары. Изделия их труда встречаются
повсеместно.
В Новгороде обнаружено много деревянных механизмов и
приспособлений, которые благодаря особенностям новгородской почвы
великолепно сохранились: это многочисленные блоки, детали ткацких
станков, ролики, ворота и другие предметы. В новгородском
культурном слое найдены части лодок — весьма важного, а подчас и
единственного средства передвижения на севере. Основания лодок делали
долблеными. К изготовленному из бревна основанию пришивали
ребра. Это так называемые набойные ладьи. Они были оснащены
шпангоутами, скамьями, веслами и уключинами. По рекам ходили
разные лодки, среди них были и большие весельные, и парусные.
Водные пути, особенно на севере Руси, были намного важнее
сухопутных, которые с огромным трудом приходилось прорубать через лесные
чащи.
Город часто отражал нападения немецких рыцарей, поэтому не
случайно среди археологического материала довольно много оружия.
В основном это железные наконечники копий и стрел. Особый интерес
представляют кинжалы и мечи. В Новгороде встречаются своеобразные
четырехгранные, похожие на штык мечи. В Неревском конце города
найдены доспехи, состоящие из множества железных пластин. Также
были распространены обыкновенные кольчуги, сплетенные из
отдельных железных колечек, широко известные на Руси.
В Новгородской культуре и архитектуре выделяются два периода:
ранний, домонгольский —XI—XIII вв. и более поздний, который
начинается с XIV в.
Ранненовгородские храмы грандиозны, торжественны и довольно
сложны по своей конструкции. К домонгольскому периоду, в
частности, относятся остатки раскопанного административного и
политического центра Новгорода —Ярославова дворища, названного по имени
князя Ярослава Мудрого. На Ярославовом дворище до XII в. жили
новгородские князья, а после того как князьям было запрещено жить
в пределах города, стало собираться новгородское вече. Территория
княжеского дворца превратилась в политический центр Новгородской
республики.
Мировоззрение людей феодальной эпохи было в основе своей
14-113 409
религиозным. Однако в народе сохранялись и старые языческие культы.
Около Новгорода, в том месте, где р. Волхов вытекает из Ильменя, по
словам летописца, находился холм Перынь с древним языческим
святилищем. Это святилище раскопано археологами. Оно окружено
рвом с 8 полукруглыми выступами. В каждом лепестке-полукружии
горел жертвенный огонь, а в центре стояло изображение Перуна.
Найдено основание этой статуи.
Культурное возрождение, начавшееся в XIV в., охватило Псков,
Тверь, Москву, Новгород и другие города. На огромном пространстве
Руси мы встречаемся с однородными элементами в архитектуре
каменных зданий, обусловленными развитием демократической жизни в
городах. Но наиболее благоприятная почва для этого, естественно,
сложилась в городе-республике. В середине и второй половине XIV
столетия в Новгороде было построено много церквей. Около города
на Волотовском поле возвели церковь Успения. По сравнению со
сложными, грандиозными и торжественными сооружениями XII в.
Волотовская церковь проста: четыре столба поддерживали
единственный ее купол. Примерно такая же планировка характерна для всех
остальных сооружений этой эпохи: церковь Федора Стратилата на
Торговой стороне, церковь Спаса Преображения на Ильиной улице,
церковь Рождества — все они просты по архитектуре, сложены
целиком из камня или из камня и кирпича. В отличие от ранее
употреблявшейся тонкой плинфы стал применяться более толстый кирпич.
Начиная уже с XV в. кирпич становится в Новгороде единственным
строительным материалом, из которого сооружались не только церкви,
но и дворцы новгородских бояр.
Новое, демократическое направление чувствуется и во фресковой
живописи. Вместо неподвижных фигур с устремленным вперед взором
человек стал изображаться в движении, в сложных композициях. Для
этих образов характерны широкие и плавные жесты, складки их одежды
развеваются как бы под сильным ветром. Особенно интересны росписи
церкви Спаса Преображения, выполненные замечательным мастером
XIV в. Феофаном Греком. Образы людей на них полны психологизма.
Исключительным драматизмом проникнута композиция
«Воскрешение Лазаря» в Волотовской церкви. Мария Магдалина распростерта на
земле и всем телом тянется к ногам Христа. Марфа от земли
устремляется к Христу, требуя чуда. А повелительный жест Христа,
воскрешающего Лазаря, исполнен силы. По своему содержанию и трактовке
сюжеты росписи иногда отступают от церковной традиции и
проникнуты ненавистью к богатым. Так, в одной из композиций Христос
изображен в образе больного нищего в рубище, с сумой и посохом в
руках, который пришел в монастырь к игумену во время богатого
пиршества и был безжалостно прогнан пирующими. Таким образом,
в новгородскую церковную живопись в XIV в. вносятся простые
человеческие переживания.
410
Древнерусские храмы XI—XIII вв.:
/ — Новгород, Николо-Дворищенский собор, фасад (по Г.М. Штендеру), 2 — Псков, Спасский
собор Мирожского монастыря, фасад (по Г.В. Алферовой)
К рубежу XIV—XV вв. относится открытый в Новгороде каменный
дом посадника Юрия Онцифировича. Дом с подклетом был
значительно больше по площади жилищ рядовых новгородцев и очевидно, имел
несколько этажей.
В слоях XIV—XV вв. открыты мастерские сапожников, ювелиров,
411
кожевников. К этому времени относится подъем ремесленного
производства: происходит его дальнейшая специализация, усложняются
технические приемы кузнецов, среди которых выделяются щитники,
секарники, стрельники, замочники, пищальники, ножовщики. На
воротах Софийского собора в Новгороде сохранился автопортрет
одного из новгородских ремесленников, чинившего в XIV в. эти ворота.
На портрете изображен бородатый, стриженный в кружок мужчина в
кафтане и сапогах, с клещами и молотом в руках.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Древний Новгород» з дисципліни «Археологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: БАНКИ ЯК ПРОВІДНІ СУБ’ЄКТИ ФІНАНСОВОГО ПОСЕРЕДНИЦТВА. ФУНКЦІЇ БАН...
Методика розрахунку витрат
СТАБІЛЬНІСТЬ БАНКІВ І МЕХАНІЗМ ЇЇ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ
Что значит «преодолеть инерцию»
РЕГУЛЮВАННЯ ВЗАЄМОДІЇ УЧАСНИКІВ ІНВЕСТУВАННЯ


Категорія: Археологія | Додав: koljan (14.05.2013)
Переглядів: 1191 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП