ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Археологія » Археологія

Протославянские культуры
Многочисленные славянские народы Восточной, Юго-Восточной
и Центральной Европы являются наряду с романскими и германскими
одним из самых крупных энических образований в Европе.
Формирование славян и их культуры прошло несколько этапов.
Самый ранний — предславянский. Он охватывает в основном вторую
половину II—I тысячелетие до н. э. В Центральной и Восточной Европе
существовало тогда несколько родственных между собой культур,
занимавших довольно обширную территорию. В недрах этих культур
начали формироваться некоторые элементы, которые впоследствии
стали характерными для культуры славян и некоторых других народов
Европы.
358
WOCTOWO&MBBHCKHE
Укршн(жий\[Б&орушаШ\\ Русшш
Шидонстп шшфсим! 1
Схема этногенеза славянских народов Европы
Второй период можно назвать древнеславянским. В последние века
I тысячелетия до н. э.— первой половине I тысячелетия н. э. мы уже
можем выделить археологические культуры древних славян.
Появляются и письменные сведения о славянах. В этот насыщенный
историческими событиями период передвижения, вытеснения и смешения
народов идет процесс интенсивного формирования черт
восточнославянской культуры, складывается славянская территория. Славяне были
втянуты в водоворот больших исторических событий, когда
заканчивалась древняя история, рушилась Римская рабовладельческая империя
и начиналась эпоха средневековья с новыми, феодальными
отношениями. Славяне были активными участниками этих событий.
Третий период развития славянской культуры —феодальный. Он
начинается с образования славянских государств, в частности
Древнерусского государства с центром в Киеве. Эти славянские государства
и определили, в основном, историческое развитие народов на огромной
территории Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы. Они
обладали большим политическим весом среди соседних стран и
народов. В славянских государствах складывалась высокоразвитая культура,
359
без которой нельзя представить
сколько-нибудь полно мировую
культуру и цивилизацию.
Еще до того как были
открыты археологические памятники
древних славян, о них было
известно из сообщений различных
письменных источников, среди
которых особое место занимает
первая русская летопись
«Повесть временных лет». Основной
задачей летописца, по его
собственным словам, было
выяснить, «откуду есть пошла
Русская земля, кто в Киеве нача
первее княжити, и откуду Рус-
Схема взаимосвязанного этногенеза славян СКЭЯ земля стала есть». Автор
летописи подробно описывает
расселение славянских племен в
период, непосредственно предшествовавший образованию
Древнерусского государства.
f Самые древние письменные сведения о расселении народов, в числе
которых были, видимо, и славяне, оставлены древнегреческим
историком Геродотом. Ему было известно несколько племен земледельцев,
живших к северу и востоку от территории расселения собственно
скифов или входивших в скифскую федерацию. Среди них Геродот
называет невров и загадочных будинов. Геродот писал, что будины
жили в лесистой местности на расстоянии 15 дней пути от Меотиды.
Согласно последним исследованиям, они жили за землями гелонов,
занимавших левый берег Среднего Днепра, и невров, отождествляемых
с племенами юхновской культуры, которые селились по Среднему
Днепру, в низовьях Десны и Сеймы.
КI в. н. э. относятся сведения римского историка Тацита, который
пишет о древних славянах, называя их венедами, а позднее
византийские историки называли потомков венедов антами и склавинами, видя
два разных народа. Однако сведения эти являются крайне
неопределенными, и на их основании трудно хотя бы приблизительно очертить
границу расселения венедов или антов. В этих условиях особое
значение приобретает археологический материал.
Истоки некоторых элементов славянской культуры
прослеживаются в ряде предславянских культур. С XV в. до н. э. на территории
Польши существовали две культуры: предлужицкая и к востоку от нее
тшинецкая, изученная по поселениям, расположенным на песчаных
приречных холмах. Люди жили в полуземлянках и обмазанных глиной
360
Территория распространения текстильной керамики и ее окружение:
/ — ананьинская культура, 2 — Городецкая культура, 3 — юхновская культура
каркасных жилищах. Умерших погребали в скорченном положении на
боку в курганных и бескурганных могильниках. Предлужицкие
племена, расширяя свою территорию, оказывали влияние на племена тши-
нецкой культуры. В результате в XII в. до н. э. сложилась единая
лужицкая культура, занимавшая земли по Висле и Одеру. Ее памятники
встречаются на обширной территории, которая на севере доходит до
побережья Балтийского моря, на юге —до верховий Вислы и Дуная,
на западе—до среднего течения Эльбы, а на востоке—до Буга и
верховий Припяти, до Полесья и Волыни.
Ранние памятники лужицкой культуры относятся еще к эпохе
бронзы. В середине I тысячелетия до н. э. появляются крупные
лужицкие поселения, занимающие площадь в несколько гектаров.
Среди них наиболее хорошо исследовано позднелужицкое поселение
на берегу Бискупинского озера около польского города Познань.
361
Остатки деревянных строений благодаря влажности почвы
великолепно сохранились. Поселок был огорожен мощной оборонительной
стеной, выстроенной из трех рядов деревянных срубов, заполненных
внутри глиной, землей и камнями. Открыты мощенные бревнами
параллельные улицы, вдоль которых располагались длинные
бревенчатые дома. Основу дома составлял каркас из вертикальных деревянных
опор, а стены были сложены из бревен, вставленных в пазы
вертикальных опор. В доме было несколько отдельных больших помещений.
Каждая секция имела вход, который вел сначала в сени, а затем в
большую комнату с очагом, сложенным из камней. Среди находок
много керамики, найдены остатки деревянной сохи, роговые мотыги
с деревянной ручкой, железные серпы и простые каменные зернотерки.
На Бискупинском поселении обнаружены также обуглившиеся зерна
ржи, пшеницы, ячменя и гороха. Из волокнистых растений был
известен лен. Племена лужицкой культуры занимались земледелием и
скотоводством.
Широко известны погребения лужицкойикультуры. Умерших
сжигали, а остатки сожжения хоронили в глиняных горшках (урнах),
которые накрывали черепком и ставили в ямы. Рядом с урнами клали
небольшое количество вещей и разнообразных сосудов, видимо, с
пищей. Такие могильники называются «полями погребений» или
«полями погребальных урн». Обряд погребения в урнах в первой
половине I тысячелетия н. э. получил широкое распространение у
славян и неславянских племен Восточной Европы.
Весьма спорным остается вопрос о принадлежности к древним
славянам носителей чернолесской и милоградской культур, известных
в скифскую эпоху. Чернолесская культура занимала междуречье
Среднего Днепра и Верхнего Буга. Она названа по городищу Черный Лес в
бассейне Ингульца, правого притока Днепра. На поселениях этой
культуры, относящихся к раннему железному веку, находят много
роговых и костяных мотыг, инструменты для обработки кожи,
костяные наконечники стрел, дротиков, псалии от удил и керамику.
Особенно большой материал был собран на Субботинском городище, он
свидетельствует о значительном развитии ремесленного производства.
Чернолесская культура характеризуется большим количеством
могильников двух типов: курганных и бескурганных. Погребения, как и целый
ряд других элементов культуры, близки к памятникам лужицкой
культуры. Если племена чернолесской культуры и не принимали
непосредственного участия в этногенезе славян, то, будучи
ближайшими соседями, не могли не оказывать на него влияния.
Другая культура — милоградская — была распространена в
Южной Белоруссии, в основном на правобережье Днепра. На городищах
этой культуры открыты немного углубленные в почву квадратные в
основании жилища. Население обрабатывало железо и медь. Основу
хозяйства составляли земледелие и скотоводство. Существует мнение,
362
что милоградскую культуру оставили племена невров; некоторые
исследователи связывают ее с балтами. Такой же спорной является
причастность к этногенезу славян еще одной культуры —южновской.
Важным рубежом в этногенезе протославян был IV век до н. э. В
это время на базе разных групп лужицкой культуры Центральной
Польши, частично Белоруссии и Украины складывается культура
клёшевых погребений. Эту культуру характеризуют бескурганные
погребения в так называемых клёшах: остатки трупосожжений заключали
в урну и помещали под большой перевернутый колоколовидный
сосуд — клёш, от которого и происходит название культуры. Из вещей
в погребениях находят преимущественно украшения. Для этой
культуры характерны неукрепленные поселения.
В конце II в. до н. э.—IV в. н. э. на месте культуры клёшевых
погребений сложилась пшеворская культура, а в северо-западном
Поморье —оксывская культура. Очевидно, это были культуры
венедов, в число которых входили и древнейшие славяне. Поселения
пшеворцев располагались на возвышенных местах. Люди жили в
неукрепленных поселениях, в землянках и мазанках, занимались
земледелием и скотоводством. В культурных слоях пшеворских поселений
находят железные серпы, топоры, лемехи и большое количество лепной
керамики. Считают, что она в одинаковой мере принадлежала как
древним славянам, так и германцам, кельтам и балтийским племенам.
Территориально разделить эту культуру на области невозможно, так
как на рубеже н. э. указанные племена жили в ряде случаев череспо-
лосно и элементы их культур смешивались.
У пшеворских племен большое распространение получила
металлургия железа. Открыты центры производства железа для целой округи.
5>го способствовало развитию всех производительных сил, вело к
распространению железных сошников, железного оружия: двулезвий-
ных наконечников копий, железных ножей. Получили
распространение круглые мельничные жернова. Существовал оживленный обмен с
соседними, а иногда и с дальними странами, с городами Северного
Причерноморья. Пшеворские погребения бескурганные, над ними нет
насыпей. В обряде захоронения преобладают трупосожжения,
погребения в урнах и без урн. В могилах находят глиняные сосуды,
слепленные еще без гончарного круга, ритуально испорченное оружие —
сломанное или согнутое.
Описанные нами культуры I тысячелетия до н. э. приблизительно
дают представление о территории формирования культуры древних
славян.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Протославянские культуры» з дисципліни «Археологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит платежів за ресурси
Інші моделі протоколів
БАНКИ ЯК ПРОВІДНІ СУБ’ЄКТИ ФІНАНСОВОГО ПОСЕРЕДНИЦТВА. ФУНКЦІЇ БАН...
Етапи процесу кредитування
Аудит тварин на вирощуванні та відгодівлі. Мета і завдання аудиту


Категорія: Археологія | Додав: koljan (14.05.2013)
Переглядів: 2265 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП