ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Археологія » Археологія

Археологические памятники древней Парфии, Бактрии, Маргианы, Согда и Хорезма
В античную эпоху в Средней Азии было несколько районов
культуры земледельцев. На севере, в низовьях Амударьи простирались земли
Хорезма. Древние хорезмийцы жили в современной Каракалпакии,
Северной Туркмении и Хорезмийской области Узбекистана. К югу
находилось еще несколько земледельческих районов: Бактрия в южных
районах Узбекистана и Таджикистана,Сагдина — в центральной части
Узбекистана и Таджикистана Парфия и Маргиана в Южном Туркме-
316
8
Χ
3
5
§
S
χ
§
ffi
a
сз
υ
нистане. Все они были связаны с бассейнами основных
среднеазиатских рек, с орошаемым земледелием.
В VII—VI вв. до н. э. в земледельческих районах Средней Азии
произошли по сравнению с эпохой бронзы значительные изменения в
хозяйстве, общественной жизни и культуре. Археологические
материалы свидетельствуют о значительном расширении зоны
ирригационного земледелия на основе искусственного орошения. В развитии
местной культуры можно выделить несколько этапов. В VI—IV вв. до
н. э. районы Средней Азии были включены в древнеперсидское
(ахеменидское) царство. В конце IV в. до н. э. эта держава пала в
результате завоевания Александра Македонского. В районах Средней
Азии наблюдался расцвет местной культуры при заметном греческом
влиянии. С III в. до н. э. значительные территории Средней Азии
входили в состав Парфянского царства, а с I в. н. э.— в состав огромной
Кушанской державы.
Рассмотрим отдельно каждый из районов. В Хорезме
ирригационная система охватывала всю дельту Амударьи. На правом берегу
открыты Кой-Крылган-калинский и Джанбас-калинский
магистральные каналы. От них перпендикулярно отходили многочисленные
средние и мелкие каналы, подававшие воду непосредственно на поля. В
IV в. до н. э. площадь орошаемых земель в низовьях Амударьи и
Сырдарьи составляла приблизительно 3,5 млн. га. Здесь выращивали
просо, пшеницу, ячмень, в садах разводили абрикосы, сливы, персики
и виноград, бахчевые культуры и кунжут. Освоенность этой территории
была довольно высокой. Масштабы ирригационного хозяйства
свидетельствуют о привлечении массы рабочей силы.
В низовьях крупных каналов и притоков Амударьи было
расположено множество поселений древних земледельцев. Эти поселения
имели вид крепостей. Среди них наиболее крупные крепости Джан-
бас-кала, Кой-Крылган-кала, Топрак-кала и др.
Наиболее ранние земледельческие поселения этого района
относятся к эпохе расцвета Персидской державы — к VI—V вв. до н. э.
Типичным для той поры является Кюзелигырское городище с
крепостными стенами из сырцового кирпича, достигавшими 4 м ширины,
и внутрикрепостными жилыми постройками. Судя по обилию
керамики и огромному количеству бронзовых наконечников стрел скифского
типа, это поселение относится к VI в. до н. э. В центре его находилось
большое здание, центральный зал которого занимал площадь 285 кв. м.
Оно выглядело величественно и парадно. Наличие двух совершенно
различных типов жилищ: небольших, похожих на крепостные
казематы, помещений и огромного дворца —свидетельствует о
существовании имущественного неравенства.
К концу господства ахеменидских правителей в Средней Азии
относится городище Калалы-гыр I. Его считают резиденцией ахеме-
нидского наместника конца V— начала IV в. до н. э. Это крупнейшее
418
(П>фГОФ
φφφφ.
Маргиана и Парфия:
у —терракотовые статуэтки и керамика Маргианы (по З.И. Усмановой и Г.А. Кошеленко), 2 —
керамика Парфии первых веков н. э. (по В.П. Пилипко)
по своим размерам городище Хорезма. Стены огромной, почти
прямоугольной крепости имели множество башен. Крепостные ворота
были замаскированы сложным лабиринтом коридоров и бойниц.
Внутри крепости располагалось огромное дворцовое здание площадью
около 10 500 кв. м, которое было сложено из громадных глиняных
блоков. Парадный зал украшали колонны с капителями в виде головы
319
Архитектура и скульптура Халчаяна (по В.М. Массону)
орла. Этими деталями дворец напоминает постройки Персеполя.и
Экбатан.
Материальная культура Хорезма, освободившегося из-под власти
Персии в IV в. до н. э.—I в. н. э., характеризуется значительным
своеобразием и самобытностью. В Средней Азии, так же как и в других
частях античного мира, были широко распространены терракотовые
статуэтки. Среди них встречаются изображения божества виноделия,
своего рода хорезмийского Диониса, в виде обнаженного мужчины с
кистью винограда и садовым ножом в руках, а также богини плодородия
в виде женской фигуры в богато орнаментированных пышных одеждах.
В руке богиня обычно держит плод граната, чашу для вина или
миниатюрную амфору.
Классическим памятником античного времени является раскопан-
320
пая крепость Кой-Крылган-кала. Это своеобразное цилиндрическое
сооружение, обнесенное снаружи круглой стеной с девятью башнями.
За стеной располагались многочисленные комнаты, в которых, судя
по находкам, жили слуги, рабы и размещались складские помещения.
В ряде комнат сохранились хумы — огромные сосуды, украшенные
полихромным спиральным орнаментом, рядами опоясывающих полос
или закрашенных красной краской треугольников. Хумы
использовались для хранения вина или зерна. Широко распространены были
глиняные кувшины с ручками, увенчанные головами львов, и
керамические ритоны для вина. Кроме того, в Средней Азии возникла
своеобразная посуда —так называемые вьючные фляги для перевозки
жидкостей на верблюдах и ослах.
В крепости Кой-Крылган-кала обнаружено несколько древних
надписей, относящихся к III— началу II в. до н. э. и написанных тушью
арамейскими буквами. Этот своеобразный храм-крепость связан с
расцветом Хорезма, освободившегося от зависимости ахеменидского
Ирана в IV в. до н. э.
К античному времени относятся погребения в квадратных
глиняных ящиках-ассуариях, увенчанных скульптурными изображениями
людей в натуральную величину. В них погребали кости умерших.
К кушанскому периоду (I—III вв.) относится дворец правителей
Хорезма — Топрак-кала, представлявший собой огромный замок с
тремя башнями. Стены его сохранились, их высота 25 м. По углам
возвышались большие квадратные башни, внутри которых
размещались жилые помещения. Во дворце было множество различных
строений. Расчищена группа парадных залов, в том числе огромный «зал
царей», в котором на высоких, примыкавших к стенам суфах
возвышались скульптурные группы, изображавшие царей Хорезма в
окружении родных и богов-покровителей. Вход во внутренние помещения
дворца шел через небольшой «алебастровый зал», имевший столь же
парадный вид, что и «зал побед». Их стены украшали пышные
горельефные изображения царя. С другой стороны «алебастрового зала» был
расположен так называемый зал темнокожих гвардейцев, украшенный
скульптурами темнокожих воинов в железных чешуйчатых панцирях
и высоких головных уборах. В южной части дворца находился гарем и
примыкавшие к нему помещения. Стены гарема также украшали
великолепные росписи. Целый комплекс помещений дворца-крепости
занимал арсенал, состоявший из мастерской по производству луков,
складов оружия и военного снаряжения.
Во время раскопок крепости Топрак-кала было найдено около ста
текстов на глине, дереве и коже. Некоторые из них датированы началом
III в. Кроме текстов интересные сведения о правителях Хорезма дает
нумизматический материал, собранный на поселениях.
Хорезмийская культура развивалась в тесном контакте с
окружающим миром. На нее оказали значительное влияние сначала Персия,
11-113 321
потом Греко-Бактрийское царство и Индия. Однако это влияние
можно проследить только на отдельных деталях культуры, в частности
в искусстве и архитектуре. В основе же своей материальная культура
древнего Хорезма оставалась глубоко самобытной и оригинальной.
Наиболее ранние города античного типа возникли в Маргиане,
занимавшей долину р. Мургаб. Земледельческие оазисы там
существовали еще в начале I тысячелетия до н. э. Центром этих оазисов были
поселения-крепости Яз-депе и Арват-депе. Раскопками в Яз-депе
установлено, что город занимал 16 га, имел мощную цитадель,
возвышавшуюся на платформе из сырцового кирпича. Внутри цитадели
находилось монументальное здание, состоявшее из вытянутых в четыре
ряда узких помещений в виде коридоров со сводчатыми потолками и
большим прямоугольным залом. Здание, очевидно, было дворцом
местного правителя. Рядом с ним размещались различные
хозяйственные постройки. Помимо предметов быта, фрагментов посуды на
поселении найдено много вооружения: бронзовых наконечников стрел,
ядер для пращи, сделанных из обожженной глины и отшлифованных
камней.
В VIII в. до н. э. южные районы Средней Азии и современного
Афганистана входили в состав Бактрии. Но в 329 г. до н. э. земли
Бактрии были завоеваны армией Александра Македонского. Однако
во время раскопок поселений встречается посуда не греческого, а
местного производства. Культура в Греко-Бактрийском царстве
оставалась в основе своей самобытной, развивавшейся на местных
традициях. Но нельзя не учитывать того, что городская цивилизация,
насчитывавшая в Средней Азии несколько столетий, столкнулась с
новым культурным миром Древней Греции, имевшим иную основу,
иные культурные традиции. Мощная волна эллинизма не могла не
оставить следа: приток греческого населения, развитие ремесла,
торговли, строительство новых городов, рост богатства и роскоши —
таковы основные характерные черты этого периода. В коллекции
греко-бактрийских археологических материалов много монет. На их
оборотной стороне изображены боги и герои греческого пантеона,
которые нашли в то время распространение в Бактрии.
К северу от городов Бактрии, в самом центре Средней Азии лежала
древняя страна Согд, или Согдиана, раскинувшаяся на землях,
орошавшихся водами Зеравшана. В клинописных текстах персидских
царей, сочинениях греческих и арабских авторов —везде упоминается
Согдиана. По свидетельству этих источников, здесь жили искусные
земледельцы, ремесленники и купцы, замечательные музыканты и
танцоры. В начале нашей эры согдийский язык распространился от
Хорезма до Северной Индии и Монголии. Культурно-историческая
роль согдийской письменности велика. От нее ведет свое
происхождение уйгурский алфавит, который, в свою очередь, составил основу
монгольского письма.
322
Культура древней Согдианы еще во многом остается неизученной.
На окраине совр. Самарканда лежат обширные холмы древней
столицы, носящей название Афрасиаб. Наиболее ранние материалы этого
памятника относятся к VI—IV вв. до н. э. В основном это глиняная
посуда и предметы из железа: серпы с втулкой для насаживания на
деревянную ручку и лопатки. На севере Афрасиаба удалось обнаружить
часть крепостной стены IV—III вв. до н. э., которая, видимо, была
разрушена при осаде города греко-македонской армией. Однако
господство греко-македонцев в Согде было мимолетным. Об этом
свидетельствует собственная чеканка монет с изображением согдийских
правителей. К тому же в археологическом материале почти не
чувствуется эллинистического влияния. Местный характер носят посуда и
великолепные терракотовые статуэтки. Среди обожженных глиняных
фигурок преобладают изделия местного производства, выполненные
традиционно. Больше всего среди них изображений женщин: скорее
всего это домашнее божество — покровительница семейного очага.
Это фигурки женщин, плотно закутанных в тяжелые нарядные одежды,
их застывшие лица суровы. Кроме фигурок женского божества
известны скульптуры, возникшие под влиянием греческой культуры.
Таковы, например, голова Медузы-Горгоны и голова воина в коринфском
шлеме.
Значительное влияние на городскую культуру Согда оказал древний
торговый путь, проходивший от границ Римской империи до Китая.
Согд находился в самом центре оживленной международной торговли,
здесь останавливались богатые купцы, оседали товары. В Согдиане
найдены египетские подвески и амулеты, римские терракотовые
светильники, глиняная модель, изображающая обнявшихся за плечи трех
граций, и т. д. Все эти вещи попали в Согдиану в результате оживленной
торговли. О поддержании торговых связей свидетельствует
обнаруженный около города Ура-Тюбе клад, состоящий из трехсот серебряных
римских монет II в. до н. э.
Самарканд, как уже отмечалось, был далеко не единственным
городом этой страны. В первые века н. э. вокруг Мараканды (древнее
название Самарканда) возникло несколько десятков укрепленных
усадеб, в которых жила согдийская аристократия. Одна из таких усадеб —
Тали-Барзу—хорошо изучена. В центре усадьбы открыт массивный
дом, выстроенный на специальной платформе. Здание было укреплено
башнями и снабжено бойницами. Усадьба окружена прямоугольной
стеной. Археологические материалы свидетельствуют об изысканной
жизни согдийской знати. В культурном слое найдены сосуды-вазы на
широкой ножке, кувшины, расписанные крупными красными
кольцами, изящные краснолощенные кувшинчики и другие предметы
роскоши.
В Южной Туркмении и соседнем Северо-Восточном Иране
находились земли древней Парфии. Парфия издревле была центром куль-
323
Реконструкция укреплений Старой Нисы
туры древних земледельцев. В VI—IV вв. до н. э. она, как и другие
земли Средней Азии, входила в состав Персидской державы. В середине
III в. до н. э. в Парфии установилась власть местной династии
Аршакидов (по имени царя Аршака). В период наибольшего расцвета
парфянские правители подчинили территории Ирана, Месопотамии,
Афганистана и Армении. Огромное царство было грозным соперником
Рима на Востоке.
Северные земли древней Парфии лежат в пределах Туркменистана.
Здесь только в районе Ашхабада известно свыше сорока древних
поселений, содержащих слои парфянского времени. Очевидно, одной
из столиц Аршакидов была Ниса, расположенная около Ашхабада. Под
развалинами двух холмов погребены два города: один назывался Новая
Ниса, это собственно город, другой — Старая Ниса, крепость с
дворцами и храмовыми постройками. Новая Ниса—это многослойное
поселение, где слой парфянского города погребен под поздними
напластованиями. Иной характер имела Старая Ниса, она была
заброшена еще в древности и целиком относится к парфянскому времени.
Старая Ниса, или Михрдаткрит, служила царской резиденцией. За
мощной крепостной стеной археологами обнаружены остатки
монументальных храмов, дворцовый комплекс, царская сокровищница и
обширные кладовые. Дворец состоял из девяти помещений,
соединенных с глухим внутренним двором. Среди строений дворца центральное
место занимал большой парадный зал. Его перекрытие поддерживали
четыре 8-метровые колонны. Внутреннее устройство зала несет на себе
черты эллинистических традиций: капители колонн, поддерживавших
своды, пышно украшены терракотовыми лепными листьями, так же
как украшались колонны в классической Греции. Вверху зала шел фриз
из терракотовых плит с изображениями различных эмблем:
парфянский лук, полумесяц, якорь, палица Геракла, маска льва и другие знаки,
324
выполненные в традициях эллинистического искусства. Стены были
украшены крупными глиняными скульптурами, установленными в
нише второго яруса.
Рядом с тронным залом располагалась сокровищница и винные
склады. Двери сокровищницы были заложены кирпичом и опечатаны.
Стены и опечатанные двери так и остались нетронутыми, но несмотря
на это ценности подверглись разграблению еще в древности.
Археологические раскопки открыли картину мародерства, уничтожения
ценных вещей. Очевидно, наиболее ценное было унесено, но в углах
сохранились обломанные ручки серебряных сосудов, бронзовые
фигурки, серебряные монеты, ритоны из слоновой кости, из которых
были вынуты драгоценные камни. Найденные вещи относятся в
основном к III—I вв. до н. э., т. е. к периоду расцвета Парфянского
государства.
Среди уцелевших сокровищ больше всего предметов из слоновой
кости. Среди них особо выделяются греческая скульптура крылатого
сфинкса, изящная серебряная статуэтка Эрота, Афины и орла. Из
слоновой кости были сделаны шкатулки и ритоны в виде рога.
Предметы царской сокровищницы — это произведения местных мастеров.
Греческие образы и сюжеты изображались ими с учеетом особенностей
и традиций восточного искусства. Именно такое соединение двух
художественных стилей мы видим на ритонах.
Отдельную группу предметов сокровищницы составляют
мраморные статуи, выполненные в греческой манере. Среди них лучше других
сохранилась статуя богини, задрапированной в ниспадающие одежды.
Особым совершенством отличается статуя обнаженной женщины с
классически строгим и немного задумчивым лицом и великолепно
моделированным телом. Скульптура, судя по всему, была привезена из
Греции.
Старая Ниса являлась важным административным центром, куда
стекались продукты со всей сельскохозяйственной округи. Вскрыты
подвалы с хумами, обнаружены тексты учета поступавших продуктов
и вина, что свидетельствует об активной хозяйственной жизни. Склады
Нисы могли хранить большое количество вина.
Тексты в Парфии писались черными чернилами кистью на
глиняных черепках от больших сосудов, на которых делались
предварительные «черновые» записи. Свыше двух тысяч черепков с надписями было
найдено во время раскопок. Надписи писались местным парфянским
письмом или на греческом языке. На черепках обозначено, сколько
вина и в каком году привезено из того или иного сельскохозяйственного
района. Всего в документах упоминается семнадцать
сельскохозяйственных районов и десять отдельных селений, что позволяет
предположить о существовании вокруг Нисы довольно обширной
сельскохозяйственной округи.
Кроме Нисы на северо-восточной окраине государства был распо-
325
ложен город Мерв, обнесенный мощной четырехугольной стеной с
более чем сотней башен. Это был город ремесленников, торговцев, и
этим он принципиально отличался от величественной Нисы. Во
внутренней застройке города четко заметна социальная дифференциация
его обитателей. Стояли богатые дома крупных рабовладельцев,
обособленно от них размещались небольшие домики мелких ремесленников,
где рядом с жильем находились мастерские. За городской стеной
простирались обширные сельские усадьбы рабовладельцев с бахчами,
виноградниками и садами. Сельский пригород был также обнесен
глинобитной стеной с воротами.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Археологические памятники древней Парфии, Бактрии, Маргианы, Согда и Хорезма» з дисципліни «Археологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Історизми, архаїзми, неологізми і фразеологізми
Джерела формування власного капіталу
ОСНОВНІ ПРИНЦИПИ ТА ЕТАПИ ТВОРЧОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ЗІ СТВОРЕННЯ НОВОГО ...
Аудит розрахунку фіксованого сільськогос-подарського податку і за...
Організаційна структура банку та управління ним


Категорія: Археологія | Додав: koljan (14.05.2013)
Переглядів: 2349 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП