ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Археологія » Археологія

Археологические культуры гунно-сарматской эпохи
Во II—I вв. до н. э.— первых веках н. э. в степях Евразии почти
повсеместно происходили заметные изменения в хозяйстве,
этническом составе населения, культуре и быту. Они знаменовали собой
начало новой исторической эпохи господства кочевников-номадов.
Значительную роль в событиях на рубеже двух эпох сыграли ранние
гунны (хунну) и сарматы, которые создали наиболее типичные для
новой эпохи формы хозяйства, быта, взаимоотношений и оказали
значительное влияние на другие племена и народы степного мира
Евразии. Состав населения в степях стал более сложным, образовались
новые культуры, возникли государства скотоводов-кочевников.
Около двух столетий занял период упадка культур скифо-сибир-
ского облика и формирования новых. Этот переходный период хорошо
изучен в Южной Сибири по памятникам так называемого тесинского
и шестаковского этапов. Для этого времени характерна значительная
подвижность населения, увеличение роли скотоводства, появление
укрепленных поселений и больших одиноко стоящих курганов.
Возникает и одновременно существует несколько различных типов
погребальных сооружений и обрядов погребения: трупоположение в
погребальном склепе, трупосожжение вместе с камерой, погребение
остатков сожженных на стороне трупов, пышные погребения с
посмертными погребальными масками и скульптурными головами умерших.
В инвентаре много еще предметов скифского времени, но в основном
миниатюрных форм, которые делали специально для того, чтобы
положить в могилу, много изделий из железа, предметов вооружения
и конской сбруи.
На базе этих изменений сложилась таштыкская культура в Южной
Сибири. Наиболее значительными памятниками являются
расположенные в южной части Хакасско-Минусинской котловины
могильники Уйбатского, Сырского, а также Изыхского чаатасов. Исследования
этих памятников позволили установить, что в таштыкской культуре
существовало несколько различных типов погребальных сооружений.
269
Таштыкская культура:
/—деревянные планки с изображениями (Тепсей III), 2 — сосуд, 3 — пряжка, 4—железный нож
Это разнообразие конструкций могил и обряда погребения, очевидно,
является отражением сложных этнических процессов, социальных
отношений и имущественного неравенства в Южной Сибири.
Широкое распространение получили грунтовые, никак не отмеченные на
поверхности земли прямоугольные ямы, укрепленные деревянным
срубом и накрытые сверху бревнами и березовой корой. Наряду с
грунтовыми могилами в таштыкскую эпоху продолжали сооружать
обширные склепы. Эти склепы обозначены земляными насыпями, по
краям которых выложена кольцом стенка из камней. Кроме того,
встречаются поздние таштыкские могилы, на поверхности которых
выложены четырехугольные каменные стенки. Внутри они заполнены
мелкими обломками камней и землей. Ямы в них, как правило,
небольшой глубины и квадратные в плане. На дне могил находятся
глиняные сосуды, различные предметы и кучки мелких пережженных
человеческих костей.
Особого внимания заслуживают склепы. Они резко отличаются
размерами от грунтовых могил и могил под каменными выкладками.
Это большие, почти квадратные в плане ямы размером до 50 кв. м. В яму
ведет вход, стены склепа укреплены деревом, потолок выложен
бревнами, покрытыми большими кусками березовой коры. В конструкции
таких склепов и в обряде погребения очень многое заимствовано от
270
предшествующей татарской культуры. Однако уже в этом разнообразии
сооружений, несомненно, есть нечто присущее только таштыкской
культуре.
Уникальные погребения были исследованы в Оглахтинском
могильнике, где обнаружены большие куклы со скульптурными головами
умерших, сделанные из глины, сохранились меховые шубы, собольи
шапки и обувь. Куклы набивались сеном, внутрь их зашивался мешочек
с пеплом кремированного. Из положенных в могилы вещей больше
всего сохранилось глиняной посуды разнообразных форм. В таштык-
скую эпоху широкое распространение получили сосуды с подцоном.
Многие из них воспроизводят в глине форму ранее существовавших
так называемых скифских котлов. Распространяется посуда бомбовид-
ной формы с шаровидным туловом, плоским дном и высокой прямой
шейкой. Племена таштыкской культуры пользовались глиняными
мисками, чашками, плошками, кружками и сосудами, очень близкими
по форме к современным бутылкам. Глиняная посуда украшалась
нарезным орнаментом в виде ломаной линии или бороздок. Появление
огромного количества разнообразной посуды, украшенной различным
орнаментом, несомненно, связано с приходом нового населения,
принесшего с собой иные традиции, посуду новых форм и свою манеру
украшать ее.
Хозяйство таштыкской культуры было комплексным. Основу его
составляли скотоводство и земледелие, значительное место в хозяйстве
занимало разведение лошадей. В погребениях часто находят железные
удила, модели седел и миниатюрные нагайки. Уже в то время мерилом
знатности было, очевидно, не только общественное положение, но и
богатство. Основным богатством был, несомненно, скот. Так, в одном
из склепов Изыхского чаатаса найдены кости 14 лошадей, 58 голов
крупного рогатого скота и 25 голов мелкого рогатого скота, т. е. скота,
бывшего собственностью богатого человека.
Наряду со скотоводством значительное развитие получило
земледелие. Оседлые земледельцы и скотоводы оказали существенное
влияние на пришедших кочевников. Дальнейшее развитие земледелия в
таштыкскую эпоху тесно связано с широким применением железа. Уже
во II в. до н. э. появились железные проушные топоры, наконечники
мотыг для обработки земли и серпы. Наряду с усовершенствованной
мотыгой, служившей для взрыхления земли, применялась соха, в
которую впрягались животные. Первая соха, появившаяся в Сибири,
была еще очень примитивной. Какой была ее конструкуция, можно
только предполагать. Вероятно, она состояла из большой кривой палки,
на которую надевался железный наконечник. Такой сохой можно было
лишь рыхлить поверхность земли, не переворачивая пласты.
Примитивная соха не вытеснила мотыгу, которая продолжала существовать у
местных народов вплоть до XVII в. Очевидно, в это время появились
простые ручные мельницы с круглыми жерновами.
271
Таштыкские погребальные маски
Население таштыкской культуры имело постоянные поселения.
Самым большим среди них является расположенное в Кемеровской
области Михайловское поселение, состоящее из 75 наземных жилищ.
Раскопки показали, что населявшие его люди занимались земледелием
и скотоводством. Жили они в многоугольных деревянных постройках.
В углах врывались вертикальные столбы, которые поддерживали стены,
крышу и коридорный вход. Такие жилища позже были широко
распространены у хакасов, алтайцев и других тюркских народов Южной
Сибири.
О сложном этническом составе населения таштыкской культуры
свидетельствуют маски погребенных, сохранившиеся в склепах.
Благодаря высокому мастерству таштыкских скульпторов, маски передают
индивидуальные черты умерших. Они позволяют судить о составе
населения, жившего тогда в Хакасско-Минусинской котловине. В
Уйбатском чаатасе, например, были найдены маски европеоидов с
272
узкими и горбатыми носами, а также маски, снятые с лиц монголоидов.
0х изучение показало, что основное таштыкское население было
смешанным, с наличием монголоидных и европеоидных черт. Так было
доложено начало формированию древних хакасов — ближайших
прямых предков современных хакасов.
Гунны, установившие свою власть над народами Южной Сибири,
еше в I в. до н. э. посадили своего наместника в Хакасско-Минусинской
котловине. Развалины его дворца были обнаружены на левом берегу
р. Абакан. Раскопки показали, что дворец занимал площадь в 1500 кв. м.
β центре его находился большой квадратный зал, а вдоль северной и
южной стен располагалось по шесть комнат, соединенных между собой
проходами. Пол и стены здания были глинобитными, крышу покрывала
черепица. Здание отапливалось горячим воздухом, проходившим по
расположенным под полом трубам. Двери центрального зала украшали
массивные литые бронзовые ручки, сделанные в виде морды рогатого
чудовища с человеческим лицом, лохматой головой, усами и
оскаленными зубами. Среди развалин дворца обнаружены различные предметы
домашнего обихода: пряжки от ремней, ножи, посуда двух типов —
местная, таштыкская, и привозная. Дворец наместника был обнесен
глинобитной стеной с въездными воротами и башнями.
Социальная структура общества таштыкской культуры была
сложной. Основу ее составляли общинники-земледельцы и скотоводы. Над
ними возвышалась более привилегированная прослойка пришлого
населения.
Во II в. до н. э. произошли изменения в культуре и на территории
соседней Тувы. Сложившаяся здесь в результате прихода гуннов
культура просуществовала до V в. н. э. Она во многом похожа на таштык-
скую. Могильники, характеризующие культуру Тувы, представляют
собой родовые усыпальницы, состоящие из десятков и сотен могил,
расположенных под одной каменной насыпью (например, могильник
Кокэль). Здесь тоже имело место имущественное и социальное
расслоение. Открыты бедные и богатые погребения. С некоторыми
погребенными в могильнике Кокэль лежали лишь черепки глиняных сосудов.
В гробу из кедровых досок был погребен знатный человек. Рядом с
ним лежали боевой лук, стрелы и деревянные орнаментированные
модели меча и кинжала, а на крышке гроба—огниво и обломки
дорогой чашечки. Рядом были погребены женщина и молодой
мужчина. В орнаментированных ящичках лежали различные предметы
женского туалета.
В быту широко применялась железная, керамическая и деревянная
посуда. Из дерева делали ложки, чашки, миски, большие блюда для
мяса с четырьмя низкими ножками по углам. Из них было удобно есть,
сидя на полу. Кумыс хранили в бочонках и приспособленных к
кочевому быту кожаных сосудах. Глиняную посуду лепили ручным
способом. Широкое распространение получили сосуды баночной фор-
273
мы и сосуды, похожие на вазы с округлым туловом, высокой шейкой
и развернутым венчиком. В домашнем хозяйстве большое значение
имела обработка шкур и изготовление войлока.
Основным занятием населения Тувы было скотоводство, в стаде
преобладали овцы. Именно в это время завершился переход к кочевым
формам скотоводческого хозяйства, что имело прогрессивное значение
и создавало предпосылки для дальнейшего быстрого развития
скотоводства.
Древние племена Тувы создали своеобразное
декоративно-прикладное искусство. Бронзовые котлы и глиняные сосуды украшались
так называемым арочным орнаментом, состоящим из повторяющихся
фигур, похожих на арку. Этот мотив орнамента, очевидно, был
заимствован у гуннов.
Большие изменения произошли на западе территории, в Поволжье,
Подонье и Поднепровье. В IV в. до н. э. на территории расселения
савроматских племен сложилась прохоровская культура. Самые ранние
ее памятники известны в Южном Приуралье. С распространением
прохоровских племен существенно изменился погребальный обряд,
начался процесс формирования новой, сарматской культуры,
генетически связанной с савроматами VI—IV вв. до н. э. Это прослеживается
по материалам прохоровского могильника (Оренбургская область),
могильников Мечетсай, Пятимары I и других памятников. Для них
характерно многообразие погребальных сооружений (катакомбные,
подбойные, прямоугольные, узкие продолговатые, овальные с дромо-
сом—входом в могильные ямы). В погребениях редко встречаются
кости крупного рогатого скота, преобладают кости барана и лошади,
что свидетельствует о большой подвижности населения. Увеличилось
количество оружия, наконечников стрел, черешковых железных ножей.
С погребенными клали разбитое зеркало, гривны, спиральные
височные кольца, бусы из цветного стекла, плоскодонные и выпуклодонные
керамические сосуды. Однако формирование прохоровской
сарматской культуры не было результатом простого развития савроматской
культуры, изменшщя и антропологический тип населения.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Археологические культуры гунно-сарматской эпохи» з дисципліни «Археологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Індекс прибутковості
ІНДИКАТИВНЕ ПЛАНУВАННЯ ІНВЕСТИЦІЙ
Криптографічні методи захисту інформації
Подвоєння та подовження приголосних
Економічні нормативи, що регулюють діяльність комерційного банку


Категорія: Археологія | Додав: koljan (14.05.2013)
Переглядів: 1384 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП