ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Археологія » Археологія

ИСКУССТВО БРОНЗОВОГО ВЕКА ЕВРАЗИИ
Искусство эпохи бронзы, с произведениями которого имеют дело
в основном археологи, весьма разнообразно. Можно наметить
следующие рациональные подходы в его изучении. Во-первых, выделяются
два хронологических пласта: искусство энеолита и ранней бронзы и
искусство развитой и поздней бронзы. Во-вторых, можно отметить
различия в искусстве больших регионов. Такой подход тоже весьма
перспективен, так как позволяет выделить большие блоки,
объединяющие, как правило, несколько археологических культур в условиях
макросреды, скажем, Кавказа, Средней Азии, Дальнего Востока или
европейского северо-востока. В таких природных макрозонах
отмечается развитие нескольких традиционных признаков культуры, которые
включают и древнее искусство, его образы, сюжеты. На основе
имеющихся сейчас материалов бронзового века можно говорить об искусстве
евразийских степей, искусстве населения европейского Севера и
Сибири, искусстве Дальнего Востока и искусстве Кавказа. В-третьих,
Можно посмотреть, какими же формами представлено искусство
бронзового века. И здесь мы встречаемся с поразительным разнообразием
Или даже отдельными, иногда слабо связанными друг с другом обла-
183
стями художественного творчества. Следует особо отметить
орнаментацию сосудов. Современная наука еще не проникла в мир идей и
образов этого искусства знаков, не раскрыла его мировоззренческий
аспект. Вместе с тем орнамент на керамике является чуть ли не
основным признаком для определения ее культурной принадлежности,
т. е. своего рода инструментом познания в археологии. Значительное
место среди предметов искусства занимает скульптура. Она в тех или
иных художественных формах представлена почти во всех культурах
эпохи бронзы. Наконец, большое внимание уделялось
художественному оформлению предметов из металла, традиции которого, очевидно,
были заложены раньше, в неолите. Однако предметы из дерева и кости
до нас не дошли.
В связи с искусством палеометаллической эпохи возникает не
совсем обычный вопрос: что такое искусство эпохи бронзы и в какой
степени его можно считать искусством? Проблема не так проста, как
может показаться на первый взгляд. Дело в том, что к древнему
искусству мы подходим с точки зрения наших представлений о
современном искусстве. Но роль искусства в древности все же была мало
похожа на роль современного искусства. Искусство несло совсем иную
смысловую нагрузку, а в некоторых случаях выполняло
информативную роль, как, например, письменность или условные знаки в
обществах современной цивилизации. Поэтому употребление термина
«искусство» применительно к первобытному обществу весьма условно.
Искусство палеометаллической эпохи отражало сложное
мировоззрение эпохи, те принципиальные изменения, которые произошли в
эпоху палеометалла в связи с широким распространением скотоводства
и земледелия. Наиболее характерными чертами этого мировоззрения
являются его планетарность, его нацеленность на познание процесса
мироздания, источника жизни, роли солнца, цикличности в природе
и места человека в мире. Конечно, эти представления могли принимать
тогда только мифологическую форму. Они воплотились в
персонифицированном животном или антропоморфном существе, солнечном
божестве, в солярных знаках, магических символах (круг, свастика).
Мифологическую силу приобрело таинство круговорота в природе,
идея жизни и смерти, которая в обобщенной форме предстает в
символическом Древе жизни. Определенную
божественно-мифологическую силу приобретают зерно с его таинством прорастания и бык —
источник оплодотворения — как две стороны божественного начала в
растительной природе и животном мире, в земледелии и скотоводстве.
Если обратиться к двум основным хронологическим этапам р^зви·^
тия художественного творчества — раннему палеометаллу и развитой
и поздней бронзе, то для раннего периода можно отметить следующие
особенности. В северных районах, включающих всю лесную зону и
Дальний Восток, отмечается развитие неолитических традиций в ис-
184
^усстве петроглифов и в орнаментации сосудов. Порой бывает трудно
по стилю, технике и сюжетам определить грань между неолитом и
ранней бронзой: те же образы лосей, оленей на петроглифах, тот же
^очный орнамент на сосудах в разных его вариантах.
Значительные изменения произошли на южных территориях,
связанных в этот период с распространением производящего типа
хозяйства. Можно отметить следующие принципиальные, ярко выраженные
новшества в искусстве: широкое распространение символов солнца,
передача идеи роста, растительных начал, круговорота, воскрешения
и умирания в природе, изображение Древа жизни. Глубоко
осмысленное и в художественно-условных формах воплощенное единство живой
и неживой природы, растительного и животного миров, цикличность
их развития, взаимосвязь человека с растительным и животным миром,
представления о жизни и смерти. Все это присутствует в том или ином
виде в расписном орнаменте на сосудах, в рисунках на петроглифах.
Для зоны распространения производящего хозяйства типичны
антропоморфные и персонифицированные в животных или собирательных
образах символы солнца, солнечного божества. Здесь появляются и
новые художественные приемы: использование красной, белой и
черной краски.
Характерной особенностью древнего искусства степной зоны
являются каменные изваяния. Самые древние из них относятся к
энеолиту — началу распространения животноводства, земледелия и
металлургии. Остановимся на стелах и изображениях окуневской
культуры (III—начало II тысячелетия до н. э.), памятники которой
известны в Южной Сибири.
Окуневское искусство необыкновенно сложно и фантастично. По
сочетанию основных признаков: «глаза» (круги), «нос», головной убор,
полосы—выделяются три основные группы изображений, которые
условно называют простой, реалистической и сложной
(нереалистической).
Первая группа изображений немногочисленна. Для нее характерны
личины-маски с двумя кругами-глазами, без обозначенного носа, с
поперечной полосой над глазами. Иногда нос обозначен точками, а от
головы отходят лучи. На некоторых изображениях три глаза. Это
Действительно наиболее простые изображения.
Вторая (реалистическая) группа тоже немногочисленна. Это
личины, имеющие два крупных глаза и рельефный нос. Однако у них нет
Поперечных полос и лучей на голове.
Третью, самую большую и наиболее характерную для окуневской
культуры группу составляют сложные изображения. Они создают
наиболее стандартный иконографический образ, очень далекий от
реализма. Эти личины только по форме напоминают лица. Они снабжены
°бязательными деталями, имеющими весьма отдаленное сходство с
185
атрибутами человеческого лица или звериной головы. Однако именно
эти детали и формируют образ. Личины этой группы делятся
поперечными полосами на три части. От головы отходят похожие на рога или
уши змееобразные отростки. Изображения в средней части обычно
напоминают ноздри и отростки, а в нижней — рот и под ним овал
подбородка. Однако все это передано настолько схематично, что не
создает восприятия человеческого лица, а подчеркивает основное
значение этих атрибутов как символов роста, плодородия. Наиболее
существенными являются круги в верхней части личин. Два из них
можно принять за глаза, а третий расположен на лбу. В большинстве
случаев это не просто круги, а двойные концентрические круги и круги
с точками. Они, очевидно, символизируют солнце и его движение:
правый — восточное, восходящее солнце, левый — западное,
заходящее, третий — символ полуденного солнца. Солярные знаки
встречаются на всех изваяниях. Они являются обязательной и наиболее
характерной деталью этих фигур. Известно несколько разновидностей
этих знаков, но в основном это круг с четырьмя треугольными лучами
или четырехгранник с кругом внутри.
Солнцеголовые личины, выполненные краской, известны на скалах
в долине Енисея и на плитах могильника Каракол в Горном Алтае.
При раскопках могильника III тысячелетия до н. э. в с. Каракол
были обнаружены плиты с изображением антропоморфных фигур с
лучами-сиянием вокруг головы. Особый интерес представляют две
плиты. На одной изображены две пары одинаковых фигур,
выполненных черной и красной краской. У одной пары фигур головы в виде
овала, показаны детали лица, красная горизонтальная линия разделяет
лицо на верхнюю и нижнюю части. От головы отходят лучи-перья,
нарисованные черной краской. Не менее интересны изображения на
плитах из другого сооружения. Красной краской нарисованы пять
антропоморфных фигур. Три из них выделены — они главные. От
головы-маски одного из них отходят лучи. В руках существо держит
листовидные предметы. Рядом антропоморфная фигура с большой
головой животного, от которой также отходят восемь лучей. Важно,
что солярная символика здесь сочетается с антропоморфным
существом и растительной символикой.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИСКУССТВО БРОНЗОВОГО ВЕКА ЕВРАЗИИ» з дисципліни «Археологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Оцінка умов розміщення об’єктів інвестування
ЗАГАЛЬНІ ПЕРЕДУМОВИ ТА ЕКОНОМІЧНІ ЧИННИКИ, ЩО ОБУМОВЛЮЮТЬ НЕОБХІД...
Індивідуальна вартість джерел капіталу
Аудит загальновиробничих витрат
Аналіз використання основного та оборотного капіталів позичальник...


Категорія: Археологія | Додав: koljan (14.05.2013)
Переглядів: 1013 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП