Искусство эпохи бронзы, с произведениями которого имеют дело в основном археологи, весьма разнообразно. Можно наметить следующие рациональные подходы в его изучении. Во-первых, выделяются два хронологических пласта: искусство энеолита и ранней бронзы и искусство развитой и поздней бронзы. Во-вторых, можно отметить различия в искусстве больших регионов. Такой подход тоже весьма перспективен, так как позволяет выделить большие блоки, объединяющие, как правило, несколько археологических культур в условиях макросреды, скажем, Кавказа, Средней Азии, Дальнего Востока или европейского северо-востока. В таких природных макрозонах отмечается развитие нескольких традиционных признаков культуры, которые включают и древнее искусство, его образы, сюжеты. На основе имеющихся сейчас материалов бронзового века можно говорить об искусстве евразийских степей, искусстве населения европейского Севера и Сибири, искусстве Дальнего Востока и искусстве Кавказа. В-третьих, Можно посмотреть, какими же формами представлено искусство бронзового века. И здесь мы встречаемся с поразительным разнообразием Или даже отдельными, иногда слабо связанными друг с другом обла- 183 стями художественного творчества. Следует особо отметить орнаментацию сосудов. Современная наука еще не проникла в мир идей и образов этого искусства знаков, не раскрыла его мировоззренческий аспект. Вместе с тем орнамент на керамике является чуть ли не основным признаком для определения ее культурной принадлежности, т. е. своего рода инструментом познания в археологии. Значительное место среди предметов искусства занимает скульптура. Она в тех или иных художественных формах представлена почти во всех культурах эпохи бронзы. Наконец, большое внимание уделялось художественному оформлению предметов из металла, традиции которого, очевидно, были заложены раньше, в неолите. Однако предметы из дерева и кости до нас не дошли. В связи с искусством палеометаллической эпохи возникает не совсем обычный вопрос: что такое искусство эпохи бронзы и в какой степени его можно считать искусством? Проблема не так проста, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что к древнему искусству мы подходим с точки зрения наших представлений о современном искусстве. Но роль искусства в древности все же была мало похожа на роль современного искусства. Искусство несло совсем иную смысловую нагрузку, а в некоторых случаях выполняло информативную роль, как, например, письменность или условные знаки в обществах современной цивилизации. Поэтому употребление термина «искусство» применительно к первобытному обществу весьма условно. Искусство палеометаллической эпохи отражало сложное мировоззрение эпохи, те принципиальные изменения, которые произошли в эпоху палеометалла в связи с широким распространением скотоводства и земледелия. Наиболее характерными чертами этого мировоззрения являются его планетарность, его нацеленность на познание процесса мироздания, источника жизни, роли солнца, цикличности в природе и места человека в мире. Конечно, эти представления могли принимать тогда только мифологическую форму. Они воплотились в персонифицированном животном или антропоморфном существе, солнечном божестве, в солярных знаках, магических символах (круг, свастика). Мифологическую силу приобрело таинство круговорота в природе, идея жизни и смерти, которая в обобщенной форме предстает в символическом Древе жизни. Определенную божественно-мифологическую силу приобретают зерно с его таинством прорастания и бык — источник оплодотворения — как две стороны божественного начала в растительной природе и животном мире, в земледелии и скотоводстве. Если обратиться к двум основным хронологическим этапам р^зви·^ тия художественного творчества — раннему палеометаллу и развитой и поздней бронзе, то для раннего периода можно отметить следующие особенности. В северных районах, включающих всю лесную зону и Дальний Восток, отмечается развитие неолитических традиций в ис- 184 ^усстве петроглифов и в орнаментации сосудов. Порой бывает трудно по стилю, технике и сюжетам определить грань между неолитом и ранней бронзой: те же образы лосей, оленей на петроглифах, тот же ^очный орнамент на сосудах в разных его вариантах. Значительные изменения произошли на южных территориях, связанных в этот период с распространением производящего типа хозяйства. Можно отметить следующие принципиальные, ярко выраженные новшества в искусстве: широкое распространение символов солнца, передача идеи роста, растительных начал, круговорота, воскрешения и умирания в природе, изображение Древа жизни. Глубоко осмысленное и в художественно-условных формах воплощенное единство живой и неживой природы, растительного и животного миров, цикличность их развития, взаимосвязь человека с растительным и животным миром, представления о жизни и смерти. Все это присутствует в том или ином виде в расписном орнаменте на сосудах, в рисунках на петроглифах. Для зоны распространения производящего хозяйства типичны антропоморфные и персонифицированные в животных или собирательных образах символы солнца, солнечного божества. Здесь появляются и новые художественные приемы: использование красной, белой и черной краски. Характерной особенностью древнего искусства степной зоны являются каменные изваяния. Самые древние из них относятся к энеолиту — началу распространения животноводства, земледелия и металлургии. Остановимся на стелах и изображениях окуневской культуры (III—начало II тысячелетия до н. э.), памятники которой известны в Южной Сибири. Окуневское искусство необыкновенно сложно и фантастично. По сочетанию основных признаков: «глаза» (круги), «нос», головной убор, полосы—выделяются три основные группы изображений, которые условно называют простой, реалистической и сложной (нереалистической). Первая группа изображений немногочисленна. Для нее характерны личины-маски с двумя кругами-глазами, без обозначенного носа, с поперечной полосой над глазами. Иногда нос обозначен точками, а от головы отходят лучи. На некоторых изображениях три глаза. Это Действительно наиболее простые изображения. Вторая (реалистическая) группа тоже немногочисленна. Это личины, имеющие два крупных глаза и рельефный нос. Однако у них нет Поперечных полос и лучей на голове. Третью, самую большую и наиболее характерную для окуневской культуры группу составляют сложные изображения. Они создают наиболее стандартный иконографический образ, очень далекий от реализма. Эти личины только по форме напоминают лица. Они снабжены °бязательными деталями, имеющими весьма отдаленное сходство с 185 атрибутами человеческого лица или звериной головы. Однако именно эти детали и формируют образ. Личины этой группы делятся поперечными полосами на три части. От головы отходят похожие на рога или уши змееобразные отростки. Изображения в средней части обычно напоминают ноздри и отростки, а в нижней — рот и под ним овал подбородка. Однако все это передано настолько схематично, что не создает восприятия человеческого лица, а подчеркивает основное значение этих атрибутов как символов роста, плодородия. Наиболее существенными являются круги в верхней части личин. Два из них можно принять за глаза, а третий расположен на лбу. В большинстве случаев это не просто круги, а двойные концентрические круги и круги с точками. Они, очевидно, символизируют солнце и его движение: правый — восточное, восходящее солнце, левый — западное, заходящее, третий — символ полуденного солнца. Солярные знаки встречаются на всех изваяниях. Они являются обязательной и наиболее характерной деталью этих фигур. Известно несколько разновидностей этих знаков, но в основном это круг с четырьмя треугольными лучами или четырехгранник с кругом внутри. Солнцеголовые личины, выполненные краской, известны на скалах в долине Енисея и на плитах могильника Каракол в Горном Алтае. При раскопках могильника III тысячелетия до н. э. в с. Каракол были обнаружены плиты с изображением антропоморфных фигур с лучами-сиянием вокруг головы. Особый интерес представляют две плиты. На одной изображены две пары одинаковых фигур, выполненных черной и красной краской. У одной пары фигур головы в виде овала, показаны детали лица, красная горизонтальная линия разделяет лицо на верхнюю и нижнюю части. От головы отходят лучи-перья, нарисованные черной краской. Не менее интересны изображения на плитах из другого сооружения. Красной краской нарисованы пять антропоморфных фигур. Три из них выделены — они главные. От головы-маски одного из них отходят лучи. В руках существо держит листовидные предметы. Рядом антропоморфная фигура с большой головой животного, от которой также отходят восемь лучей. Важно, что солярная символика здесь сочетается с антропоморфным существом и растительной символикой.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИСКУССТВО БРОНЗОВОГО ВЕКА ЕВРАЗИИ» з дисципліни «Археологія»