Неолитическая революция. Культуры производящего неолита
В истории человечества выделяется два крупных исторических периода: ранний, когда человечество вело присваивающее хозяйство и обеспечивало себя продуктами питания, которые давала природа, и современный, характеризующийся активным производством жизненно важных продуктов путем развития земледелия и скотоводства. Когда и где произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему, что послужило движущим фактором этого кардинального процесса, который был, пожалуй, самой крупной революцией в производстве за всю историю человечества,— ответ дает археология. Термин «неолитическая революция производящего хозяйства» был впервые введен английским археологом Г. Чайлдом. Тем самым подчеркивалось, что революция произошла именно в неолите. Сейчас 79 ясно, что этот процесс был длительным: начало его уходит в мезолит, а завершается он в Евразии в палеометаллическую эпоху. Этот процесс протекал на разных территориях не одновременно и по-разному. В результате вплоть до нового времени еще сохранялись популяции с преимущественным развитием присваивающих форм хозяйства. А в некоторых случаях целые отрасли хозяйства до сих пор носят, по сути, первобытный, присваивающий характер. Это прежде всейэ касается отношения человечества к богатствам Мирового океана, богатствам леса. При рассмотрении процесса возникновения и развития производящих форм хозяйства необходимо учитывать несколько основных факторов. Во-первых, этот процесс несомненно был связан с кризисом присваивающего хозяйства, старые способы добывания пищи уже не могли обеспечить ее в достаточном количестве. Более глубинные причины скрыты в самом характере принципиальных изменений, которые произошли в природе при переходе от плейстоцена к голоцену и в начальный период голоцена. Вторым движущим моментом были демографические изменения, произошедшие в верхнем палеолите, значительное численное увеличение гомо сапиенс. Третьим немаловажным фактором было накопление человечеством рационального опыта, эмпирических представлений о питательной ценности растений и мясной пищи, об определенных качествах тех или иных растений и животных. В-четвертых, надо учитывать действие закона рациональности. Это объективный закон, который всегда существовал и был основоопреде- ляющим для человечества. Исключение составляет, пожалуй, так называемая социалистическая эпоха. Человечество в целом и отдельные его популяции всегда исходили из соображений разумности и эффективности человеческой деятельности по самообеспечению с учетом того, что выгодно в реальной экологической обстановке. Все вышеперечисленные факторы привели к возникновению двух основных направлений в развитии хозяйства: селекции растений, содержащих высококалорийный белок, прежде всего злаковых и бобовых, и доместикации животных, дающих мясо и молоко. Однако нельзя утверждать, что это произошло повсеместно или одновременно на очень значительной территории. Это особая область исследований, которая в одинаковой степени представляет интерес для биологии и истории. Большое значение в этом отношении имеют работы Н.И. Вавилова по истории земледелия и определению центров селекции растений и доместикации животных. Таких центров в Евразии было несколько. Два основных первоначальных центра селекции: переднеазиатский (пшеница и ячмень) и Юго-Восточная Азия (рис). Пожалуй, более сложно проходил процесс одомашнивания животных. 80 ^сомненью, существовал переднеазиатский центр приручения буйво- ла|И мелкого рогато го. скота. Но в качестве центров доместикации не исрючается и территория Южной Европы, где был известен дикий Tyi Саяно-Алтайское нагорье и Кавказ как центры приручения мелкого рогатого скота, игравшего весьма значительную роль на ранних ступенях развития производящих форм хозяйства. ^ Хронологически можно выделить три этапа процесса возникновения и раннего развития производящих форм хозяйства. Первый охватывает эпоху мезолита, когда появились первые островки производящего хозяйства при еще полном господстве присваивающих форм. Второй период относится к неолиту. В это время уже сложились зоны комплексного земледельческо-скотоводческого типа хозяйства, оседлое скотоводство и земледелие обеспечивали жизненные потребности людей. Однако по соседству с этими районами производящего хозяйства в Европе, на Кавказе и Средней Азии существовали значительные территории, где продолжали развиваться традиционные типы хозяйства охотников и собирателей. Третий этап охватывает энеолит и раннюю бронзу. Именно тогда произошло два важных события: территориальное расширение зоны производящего хозяйства и сложение в разных природных условиях нескольких хозяйственных типов — оседлого земледельческо-скотоводческого, оседлого с преобладанием земледелия и скотоводческого, характерного для,степной зоны. На первом этапе главную роль играло наличие в том или ином районе исходных диких форм растений и животных. Для всей территории Европы особое значение имела переднеазиатская зона развития производящего хозяйства. В настоящее время выделяются три основных центра возникновения раннеземледельческих культур в этом регионе: иордано-палестинский, малоазийский и месопотамский. Имеется достаточно оснований считать эти центры самостоятельными, но при этом надо учитывать, что раннеземледельческая культура Иерихона (VIII—VII тысячелетия до н. э.) возникла на базе так называемого натуфийского мезолита с характерными формами микролитов. О развитии земледелия свидетельствуют находки вкладышей от серпов, мотыг, отпечатков зерен и развитое строительное дело (сооружения из сырцового кирпича). В докерамическом неолите по периодизации исследователей (фактически это поздний мезолит) возделывали пще- ницу-однозернянку и ячмень, разводили коз, овец, ослов и свиней. К тому же времени, т. е. к VIII— началу VII тысячелетия до н. э., относятся нижние слои поселения Ходжилар на юго-западе Малой Азии. Для него характерны глинобитные дома с раскрашенными стенами и набором земледельческого инвентаря. Материалы раскопок свидетельствуют, что уже в то время возделывался ячмень. Вместе с тем имел место и сбор дикорастущих злаков. Классическим памятником раннеземледельческой культуры Передней Азии является пятис- Лойное поселение Чейюню-тепеси (7250—6750 гг. до н. э.). Уже в двух 81 Джейтунская культура: / — жилища на пос Джейтун, 2 — нуклеус, 3 — вкладыш серпа, 4 — глиняный сосуд, 5 — статуэтка животного, 6, 7—вкладыши геометрических форм нижних слоях четко прослеживаются следы охотничье-земледельче- ского хозяйства. Жители поселения возделывали пшеницу —двухзер- нянку и однозернянку. Второе крупное поселение земледельческой культуры — Чатал-Хююк в плодородной Конийской долине относится ко второй половине VII—началу VI тысячелетия до н. э. Это целый комплекс, состоящий почти из двух десятков поселений. Центральным являлось поселение Чатал-Хююк, занимавшее площадь около 13 га. Люди жили в небольших домах, выстроенных из крупных сырцовых кирпичей. Хозяйство было земледельческо-скотоводческим. Известно 14 видов возделывавшихся растений, среди них голозерный ячмень, два вида пшеницы и горох. Третьим центром раннего евразийского земледелия были Месопотамия и Западный Иран, где известны памятники раннеземледельческих поселений типа Джармо (VII—VI тысячелетия до н. э.). К этой историко-культурной области относятся поселения Джармо, Тепе-Гу- ран, Телль-Шамшара и другие, находящиеся на территории современного Ирака и Западного Ирана. Для этих поселений характерна пластинчатая и микролитическая кремневая индустрия, кремневые вкладыши, расписная керамика, статуэтки животных и обнаженных женщин с массивными бедрами. В поселении Джармо обнаружены обугленные зерна пшеницы, ячменя, гороха и чечевицы. В нижних слоях найдены кости овцы и козы. Анализ имеющихся материалов показывает, что исторический прогресс здесь стимулировался экологической и исторической ситуацией. Неолитические культуры земледельцев и скотоводов известны в Средней Азии, на Кавказе, Украине и в Молдове. В VI тысячелетии до н. э. сложилась наиболее хорошо изученная джейтунская раннеземледельческая неолитическая культура в Туркмении, названная по поселению, расположенному недалеко от Ашгабата. 82 ^мятники джейтунской культуры занимают узкую полосу предгорной равнины между отрогами Копет-Дага и песками Каракумов. Сейчас известно несколько десятков поселений джейтунской культуры. Поселение Джейтун размещалось на небольшом холме, в трех строительных горизонтах которого находилось около 50 небольших однокомнатных прямоугольных домов. Жилища были сооружены из глины, перемешанной с рубленой соломой. Устройство их было простым: они состояли из жилого помещения площадью около 25 кв. м и примыкавшей к нему подсобной хозяйственной площадки, отгороженной забором. В одной из стенок дома делали узкий вход, который, вероятно, завешивался циновкой или шкурами. Внутри жилища находился массивный прямоугольный очаг. Отдельные участки стен были раскрашены трехцветной росписью. В каждом доме жила семья из пяти-шести человек. Население поселка, вероятно, составляло род и насчитывало до 180 человек. Интенсивные многолетние исследования поселений этой культуры проводятся археологом В.М. Массоном. Сравнение джейтунской культуры с другими древнейшими культурами Переднего Востока и Средней Азии показало, что она относится к раннеземледельческим культурам Передней Азии и является крайним северо-восточным районом раннеземледельческой ойкумены. Древнейшие земледельцы Туркмении еще не знали оросительных сооружений, а использовали естественный разлив воды во время половодья. Стекая с гор, вода увлажняла поля и приносила с собой массу плодородного ила. Археологический инвентарь поселений в основном каменный. Он представляет собой высокоразвитую микролитическую индустрию мезолитического облика и состоит из кремневых вкладышевых лезвий, серпов, резцов, скребков и проколок, сделанных из ножевидных пластинок. Основу инвентаря составляют пластины-вкладыши с прямыми острыми краями без ретуши, предназначенные для изготовления серпов, жатвенных ножей. В качестве вкладышей использовались микролиты геометрических форм: сегменты, треугольники, трапеции. Из камня сделаны ступки, песты, зернотерки, мотыги и топорики. В быту древнейшие земледельцы использовали большие сосуды для хранения продуктов (хумы), некоторые из них окрашивались в кремовый или красный цвет, на их поверхность наносился коричневой краской расписной орнамент в виде вертикальных волнистых линий или полукружий. В материалах джейтунской культуры встречаются глиняные женские статуэтки и изображения животных, поделки из камня и глины в виде конусов, которые, вероятно, служили игральными фишками, раковины каури, попавшие сюда с побережья Индийского океана. Известны погребения джейтунцев: это одиночные скорченные захоронения, обсыпанные охрой. Собрано достаточно много материалов по хозяйству населения джейтунской культуры. Возделывались 83 ячмень, пшеница; из домашних животных разводили коз, собак. Значительную роль еще играла охота. Неолит земледельцев Средней Азии сложился на основе мезолитической культуры и представлял собой часть более обширной области джейтунской культуры, охватывавшей территорию Северо-Восточного Ирана. Джейтунская культура относится к периоду сложения на значительной территории Переднего и Среднего Востока раннеземледельческих культур с использованием естественного орошения. Они связаны преимущественно с переселениями в предгорные и горные районы и освоением новых земель в конце VII тысячелетия до н. э. Об этом свидетельствуют раскопки поселений Аш-Кош и Мухаммед-Джа- фар в Месопотамии, созданные культурой горного Загроса, хасунская культура, возникшая на базе архаической культуры земледельцев Джар- мо, комплексы Самарры с домами из сырцового кирпича и расписной керамикой. Развитие земледелия в Южной Месопотамии в VI—V тысячелетиях до н. э. прослежено по слоям поселений Эреду, Ура, Урука и Телль- Абеда, объединенных в убедийскую культуру. В соседнем районе — Сирии и Ливане —в VI тысячелетии до н. э. была распространена сиро-киликийская раннеземледельческая неолитическая культура желтовато-серой керамики. В Палестине, в районе р. Иордан и Мертвого моря, в VI—V тысячелетиях до н. э. развивалась культура раннего земледелия. В Иране признаки земледелия обнаружены на поселении Сиалк I (VI тысячелетие до н. э.) в центре Иранского плато. Роспись керамики и некоторый инвентарь свидетельствуют о его связи с джейтунской культурой. Таким образом, джейтунская культура VI тысячелетия до н. э. Южной Туркмении была типичной локальной раннеземледельческой культурой Передней Азии. Вторым районом раннеземледельческого неолита было Закавказье. Известно несколько групп неолитических поселений на Черноморском побережье, в Азербайджане и Грузии. Для неолита Кавказа характерен разнообразный набор орудий, сохранение микролитической техники, наличие значительного количества изделий из кости. В окрестностях Адлера исследовано Нижнешиловское поселение, в Грузии наиболее хорошо изучены неолитические поселения Одиши и Кистрик. Костные материалы кавказских неолитических поселений свидетельствуют о преобладании в эпоху расцвета неолита и на позднем его этапе животноводства: разводили крупный рогатый скот, овец, коз и свиней. В конце неолита здесь появилось земледелие, что подтверждают раскопки неолитических поселений в Нахичевани, Карабахе и Гяндже. Земледельческая культура неолита открыта на поселениях Фирус, Нижнеменчегаурском и др. Здесь найдены типичные для земледельческих районов зернотерки, мотыги, характерная керамическая посуда и зерна злаков. Восточное Закавказье является одним из значительных 84 районов древнего производящего хозяйства. Его культура связана с раннеземледельческими памятниками Малой Азии. На территории Правобережной Украины и Молдовы картина культурно-исторического развития была весьма сложной. Вместе с охотой, рыболовством и собирательством у некоторых племен этой зоны уже в V тысячелетии до н. э. появляются животноводство и земледелие. Характерными в связи с этим становятся долговременные поселения с землянками и наземные жилища, в которых находится типичный для земледельческих культур инвентарь: роговые мотыги для обработки земель, жатвенные ножи и каменные зернотерки. Неолитические поселения Украины и Молдовы отличаются обилием богато орнаментированной лепной глиняной посуды для хранения запасов и приготовления пищи. В этом районе выделяются отдельные культуры: линейно-ленточной керамики, буго-днестровская, днепро-донецкая и сурско-днепровская. Памятники линейно-ленточной керамики расположены на значительной территории Средней Европы, а на востоке —по рекам Прут и Днестру. В IV тысячелетии до н. э. на востоке территории культура линейно-ленточной керамики прекратила свое развитие, но оно продолжалось в Средней Европе. Известно довольно много поселений этой культуры, среди которых хорошо изученные поселения Флореш- ты, Котоване, Маркулешты, Незвиско. Они устраивались в низинах, на мягких и плодородных землях. Типичным видом жилища были полуземлянки и наземные жилища. Внутри помещения в обмазанной глиной яме устраивался очаг. Около очага обычно находят камни зернотерок и черепки от сосудов. Вблизи жилища выкапывались небольшие ямы для хранения продуктов. В инвентаре преобладают сосуды, в основном плоскодонные, шаровидной формы тулова, получившие название линейно-ленточной керамики. Поверхность их покрыта тонким узором из сочетания ямок и линий, спиралевидным и геометрическим узорами. Край сосуда обычно украшен несколькими линиями. Находки позволяют судить о характере хозяйства обитателей поселений, о развитии земледелия и скотоводства. На развитие земледелия указывают сосуд с обуглившимися зернами мягкой пшеницы, семенами полбы и гороха, мотыги, сделанные из обрубленных рогов оленя, кремневые пластины лезвий серпов и зернотерки. В землянках во Флорештах обнаружены кости коров, свиней, овец и коз. Скульптурки Животных и головки быков на сосудах свидетельствуют о существовании культа животных. Носители культуры линейно-ленточной керамики сыграли исключительную роль в распространении земледелия в Европе. Территории по Южному Бугу и Среднему Днестру в V—TV тысячелетиях до н. э. занимали поселения буго-днестровской культуры. На Них открыты остатки небольших наземных жилищ и землянок с 85 очагами. Из инвентаря были распространены микролитические пластины, каменные зернотерки, роговые мотыги, остродонные сосуды, костяные наконечники стрел. В археологическом материале, особенно в керамике, прослеживается влияние культур дунайско-балканской зоны. В хозяйстве значительное место занимала охота. Есть свидетельства того, что на прекрасных лесово-ил истых почвах приречных долин этого района начинало зарождаться и земледелие. Огромную территорию по Днепру и его притокам на землях лесостепной Украины, Южной Белоруссии и значительную часть Верхнего Поднепровья на протяжении V—IV тысячелетий до н. э. заселяли племена днепро-донецкой культуры, сохранившей преемственность с местным мезолитом. Известно около 200 поселений и могильников этой культуры. Памятники днепро-донецкой культуры комплексные. Это поселения, расположенные обычно на возвышенных местах или на краю надпойменных террас, и могильники, лежащие в стороне от поселений, на склонах террас. На поселениях сохранились совсем небольшие углубления от наземных прямоугольных построек площадью 6—10 кв. м, возле которых устраивались хозяйственные ямы. На поселениях днепро-донецкой культуры обнаружены кости лося, тура, кабана и косули, много чешуи и костей рыбы. В пищу шли и моллюски, раковины которых в большом количестве обнаружены на поселениях. Вместе с тем людям днепро-донецкой культуры были известны крупные домашние животные. В памятниках раннего периода еще много кремневых микролитических инструментов, но вместе с тем имеются и типичные для более позднего времени кремневые скребки, ножи, резцы, сверла, топоры, костяные шилья. Для этой культуры характерны горшки с выпуклым в виде шипа дном, вылепленные из глины с большим количеством растительной примеси. В неолите существовала еще одна культура —сурско-днепровская. Известны небольшие поселения этой культуры. Люди жили в жилищах типа шалашей. Характерными являются каменные сосуды с острым дном. В период расцвета культуры люди разводили крупный рогатый скот, свиней, коз и овец. В хозяйстве появляются каменные мотыги и остродонные глиняные горшки, украшенные линейно-геометрическими узорами и ямками. В Крыму известны докерамические неолитические поселения и поселения развитого неолита. Крымский неолит изучен по слоям поселений Таш-Аир I, Кая-Аралы, Замиль-Коба II и др. В культурных слоях крымских поселений найдены кости дикого кабана, благородного оленя, быка и кости первых домашних животных —свиньи, коровы, овцы. Наиболее ранняя посуда на крымских неолитических поселениях представлена остродонными, толстостенными примитивными горшками, вылепленными из глины с примесью песка и слюды. Поверхность их заглаживалась травой. В конце неолитической эпохи в Крыму резко увеличивается количество поселений открытого типа. Однако сохра- 86 ^ются и пещерные жилища. На поселениях находят много костей домашних животных, зернотерки, песты, вкладыши серпов и мотыги. Грубую толстостенную керамику сменяют тонкостенные сосуды с нарезным и штампованным орнаментом. Известные на Кавказе неолитические памятники расположены в основном по Черноморскому побережью: Нижне-Шиловская стоянка (около Адлера), Одищи и Кистрик (в Грузии). Для этих стоянок характерны вкладыши мезолитического облика. Здесь были известны шлифовка камня, изготовление полированных топоров. Жители этих поселений занимались охотой, а в конце неолита —разведением свиней, коров и овец. Значительную территорию Средней Азии и частично Казахстана (к северу от племен джейтунской культуры) занимали племена охотников и рыболовов. Среди них наиболее изученной является кельтеминарская культура, сложившаяся в IV тысячелетии до н. э. Классическими памятниками этой культуры являются стоянки Джанбас-Кала IV, верхние слои грота Джебел, Кават VII, памятники Прикаспия. Жилища строили на высоких песчаных грядах — наземные и полуземлянки сложной конструкции площадью до 580 кв. м. В плане они имели овальную форму. Коническая крыша из жердей и камыша опиралась на столбы. Вверху находилось отверстие для выхода дыма. Внутри двумя концентрическими кругами размещались бытовые костры, на которых готовили пищу. Около них сосредоточена основная масса находок. Такое жилище, судя по его размерам и расположению костров, было местом обитания целого рода. Особенностью неолита Средней Азии является то, что подавляющее большинство кремневых изделий имеет микролитический облик. Все орудия были сделаны из ножевидных пластин: наконечники стрел, вкладыши, скребки. Большинство сосудов кельтеминарской культуры имеют яйцевидную форму, известны также и низкие выпуклодонные чашечки с богатым орнаментом, прочерченным или выполненным при помощи штампа. Кельтеминарская культура является образцом неолитических культур, развивавшихся к северу от области древнейшего земледелия. Занимая обширную территорию, эта культура оказывала влияние на соседние области, прежде всего Южное Приуралье, где отмечается раннее появление животноводства — уже в мезолите, а на неолитических стоянках (конец VII тысячелетия до н. э.) Южного Приуралья исследователи встречают кости уже доместицированного мелкого и крупного рогатого скота и лошади. Г.Н. Матюшин отмечает проникновение в Южное Приуралье населения из Южного Прикаспия, Носителей микролитической традиции типа Бей, Шанидар, Джармо, гДе переход к производящему хозяйству произошел примерно в VIII тысячелетии до н. э. В материалах неолитических поселений (VI Тысячелетие до н. э.) Южного Урала и Северо-Западного Казахстана 87 появляются кости домашних животных. Особый интерес в этом отношении представляют многослойные поселения Батай в Прииртышье, Муллино и Давлеканово. Неолитические слои этих памятников содержат сосуды яйцевидной формы, орнаментированные оттисками гребенчатого штампа, пластинчатые изделия и орудия с двусторонней обработкой. Из костного материала стоянки Давлеканово 44,1% костей принадлежат лошади, 17,3% —крупному, а 5,6% —мелкому рогатому скоту. На поселении Батай преобладают кости лошади. Новые данные свидетельствуют о довольно раннем — уже в VI тысячелетии до н. э.— появлении в Южном Приуралье и Северо-Западном Казахстане скотоводства, что было связано с экологическим кризисом, имевшим место в голоцене: Мангышлакской регрессией Каспийского моря и аридизацией суши на рубеже VII—VI тысячелетия до н. э. Понижение уровня закрытых водоемов, сокращение пищевых ресурсов в степях и лесостепях обусловили необходимость осваивать новые способы добывания пищи.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Неолитическая революция. Культуры производящего неолита» з дисципліни «Археологія»