Монголо-татарское нашествие было для Руси тяжким бедствием. Орды Батыя испепелили многие важные русские города, тысячи деревень и сел, истребили и увели в плен значительную часть населения. Те из русских земель, которые избежали разорения, в конце концов тоже были вынуждены признать власть захватчиков и испытать их гнет. Были разрушены не только города и села — была разрушена экономика страны. Даже в конце XIV в., т. е. уже после Куликовской битвы, по описанию патриарха Пимена, к югу от Рязанских земель лежали некогда культурные области в состоянии полного запустения. На них не было ни пахарей, ни хлебов, ни града, ни села, только зверей множество. Монголо-татарский гнет и после Батыева погрома ощутимо препятствовал восстановлению хозяйства, в особенности сельского. Грабительские набеги, увод в плен крестьян, угон скота, увоз хлеба, уничтожение сел — все это повторялось вновь и вновь. Возрождение русского сельского хозяйства шло медленно не только потому, что приходилось начинать все сначала, но и в силу застойного характера самого феодального способа производства, основной отраслью которого оно продолжало оставаться. Первые признаки начинающего возрождения появились в конце XIII в., но лишь к середине XIV в. стали ощутимы результаты нового подъема. Археологическое изучение русской деревни XIII — XV вв. практически не начато. Причины тому те же, что и для предшествующего периода: разрушенность культурного слоя, его небольшая толщина. Села, существующие с XIV в., известны по письменным документам, но ни одно из них археологически не изучается. Все, что мы знаем о деревне этого времени, нам из-
стр.258 вестно из раскопок в городах, из письменных сообщений и по раскопкам уже крайне редких для XIV — XV вв. курганов. Курганы XIII в. известны в земле вятичей, но очень быстро они окончательно вытесняются христианским обрядом погребения. Под этими поздними насыпями находятся глубокие ямы, в которых костяки лежат почти без вещей. В Новгородской земле еще в XV в. возводятся невысокие курганные насыпи, основание которых обложено камнями. Их называют жальниками (от слова «жалеть»). Жальники обычно содержат по нескольку разновременных погребений и, вероятно, являются семейными могилами. Инвентаря они практически не содержат. В XVI в. курганный обряд погребения окончательно исчезает и здесь. В XIV в. на Руси появляется важное земледельческое орудие — плуг, отличие которого от сохи заключается в том, что плуг при пахоте переворачивает пласт земли, а это благоприятно сказывается на урожайности. Таким образом, основной признак плуга — наличие лемехов, а не размеры рала, как иногда полагают. Продолжают применяться и рала, от которых обособливается соха, однако она представляет собой не единый тип, имеются ее областные варианты. Несомненно, что форма землеобрабатывающих орудий связана с агротехникой. На Руси с XV в. появляется трехпольная система земледелия, с которой связывают начало применения навоза в качестве удобрения. Впрочем, некоторые историки земледелия считают, что об этом применении можно говорить уже для XI — XII вв. Важнейшей хлебной культурой была рожь, зерна которой постоянно находят при раскопках. Сеяли также пшеницу, ячмень, овес, в берестяных грамотах дважды упомянуто пшено. Зерна проса также находят при раскопках. Возделывались и многие другие культуры: полевые, огородные, садовые.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «РУССКИЕ ГОРОДА XIII—XV ВВ.» з дисципліни «Археологія СРСР»