В VII—VI вв. до н. э. в погребениях кочевых племен Горного Алтая железа еще нет. Культура племен Горного Алтая развивалась на местной почве при оживленном общении с ближними и дальними племенами. На Алтае, например, найден шлем, близкий по форме шлемам, найденным на территории Скифии. У алтайцев и скифов сходны формы стрел, уздечек, бронзовых зеркал; часто встречаются предметы, орнаментированные в скифо-сибирском зверином стиле, с изображением оленя, козла, тигра, хищной птицы и других животных. Звери изображены в схватке: хищники с оскаленными зубами, напряженными мускулами терзают каких-то травоядных. С V в. до н. э. железо начинает понемногу входить в быт этих племен и окончательно вытесняет бронзу к I в. до н. э. Раньше других вещей железными стали кинжалы, ножи, затем удила и многие другие вещи. Остатки поселений этого времени на Горном Алтае пока не открыты. Исследованы курганы, где умерших хоронили с верховым конем, а мужчинам клали оружие. Наиболее интересны погребения родовых вождей в курганах Пазырык, Башадар и Катанда. Покойников хоронили в больших ямах, в которые вставлялись срубы, перекрывавшиеся настилом. Настил засыпался хворостом и большими камнями. Грунт был глинистый или скальный, поэтому вода, просачивавшаяся в дождливые периоды внутрь сруба, не впитывалась в почву. Зимой вода замерзала, а летом солнце не могло прогреть такую массивную курганную насыпь, поэтому лед в срубе не оттаивал. Затем вода снова натекала в могилу и снова замерзала. С течением времени вся яма заполнялась льдом. От наполненной льдом могилы замерзала и прилегающая к ней земля, отчего образовывалась линза мерзлоты, хотя Алтай лежит вне зоны вечной мерзлоты. Благодаря этому здесь великолепно сохранились все вещи и даже органические остатки. Эти курганы были ограблены еще в то время, когда были насыпаны, или вскоре после того. Сломанные инструменты, брошенные грабителями в погребальных ямах, подобны тем, которые найдены в погребениях. Все же эти курганы представляют большую научную ценность даже после ограбления. Покойников в них обычно два: мужчина и женщина. Они находились в одной колоде, т. е. долбленом гробу. Трупы мумифицированы и иногда татуированы. Рисунок татуировки выполнен в скифо-сибирском зверином стиле. Такими же изображениями покрыта колода: здесь петухи, тигры, лоси и другие животные. Стены сруба увешаны войлочными коврами с аппликациями, которые также изображают различных зверей и птиц. На полу стояли низкие столики, одновременно представляющие собой и блюда. Здесь же стояли глиняные кувшины, курильницы, деревянные чаши. Большой интерес представляла одежда погребенных — полотняные рубахи, меховая верхняя одежда, войлочные кафтаны, чулки, кожаные и меховые сапожки, пояса, шапки. Все украшено художественным шитьем, а некоторые виды одежды — золотыми нашивками. Золота почти не сохранилось. Оно употреблялось в виде тонких листиков, которыми были обернуты небольшие кусочки кожи, пришивавшиеся на одежду. Кусочки кожи сохранились, а золото было унесено. В погребении обнаружены бронзовые и серебряные зеркала, музыкальные инструменты. Из отдельных, казалось бы, бесформенных
стр.159 кусочков дерева удалось склеить нарядную легкую колесницу. Погребения людей обычно сопровождались погребениями лошадей. В каждом кургане их встречено от 5 до 7. Все лошади убиты чеканом. Порода лошадей близка к среднеазиатской. Сбруя, седла, уздечки украшены различными аппликациями и золотыми нашивками. Попоны иногда сделаны из привозных иранских тканей. Лошади были меченые, на их ушах имелись разные тамги. Вероятно, на погребение вождя собирались приношения от отдельных родов или патриархальных семей. Близки к алтайским древности тагарской культуры (название дано по острову на Енисее), которая в VIII в. до н. э. сменила карасукскую культуру на Верхнем Енисее. В Южной Сибири (на Верхнем Енисее) начало железного века тоже задержалось. Железо начинает преобладать здесь только около V в. до н. э. Сибирь была богата медью и оловом, и искать какой-то другой металл там было не нужно. Тагарскую культуру изучают в основном по погребениям, хотя известны и места поселений. Они располагались на приречных дюнах, но их остатки выдуты ветрами, сильно испорчены и исследовать их трудно. Были поселки и в степях, но они представляли собой поселения-убежища, под защиту которых собирались только в случае опасности, и культурного слоя там нет. Хозяйство тагарцев в удобных местах земледельческое. Прослежены остатки грядок, относящиеся к тагарскому времени. Земледелие было поливным. В силу крутизны местности каналы были небольшими и не требовали значительного труда для их сооружения. Среди многочисленных наскальных изображений, называемых в Сибири писаницами и относящихся к этой культуре, сохранилось изображение земледельца с мотыгой. В местах, где природа создала условия для земледелия, часты находки бронзовых серпов. В остальных районах по-прежнему преобладало скотоводство. На скалах земледельческих и скотоводческих районов изображены стада коров, лошадей, овец.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК ЮЖНОЙ СИБИРИ И АЛТАЯ» з дисципліни «Археологія СРСР»