Факторы, влияющие на уровень цен. Виды и процесс ценообразования
Прежде чем вырабатывать собственную стратегию ценообразования, следует выявить и проанализировать все факторы внутреннего и внешнего порядка, влияющие на уровень цен, в числе которых: « потребители; правительственные меры в области цен и торговли, т.е. государственное регулирование; участники каналов товародвижения; политика конкурентов; величина издержек производства. Потребители. Это едва ли не самый важный фактор, поскольку существует прямая взаимосвязь между ценой на продукт, покупками и представлениями потребителей. Закон спроса и предложения гласит, что потребители, как правило, приобретают больше товаров по низкой цене, а ценовая эластичность спроса определяет их чувствительность к любым изменениям в ценах с точки зрения объема приобретаемых ими товаров. Кроме того, для разных сегментов рынка характерна неодинаковая реакция покупателей на цену. При очень низких ценах спрос нельзя стимулировать, так как рынок насыщен и потребителям уровень качества предлагаемых товаров кажется низким. При очень высоких объемах продаж спрос значительно падает, причем даже на необходимые товары. Специалисты в области маркетинга уже давно классифицируют потребителей на четыре категории1 в зависимости от их ориентации при покупках: экономные покупатели основной интерес при выборе покупки проявляют к ценам, качеству и ассортименту предлагаемых товаров; на эту группу большое влияние оказывает реклама, раскрывающая дополнительные полезные свойства и преимущества товара; персонифицированные покупатели чутко реагируют на «образ» товара, основное внимание уделяют обслуживанию и отношению к себе продавца, а цена отступает для них на второй план; этичные покупатели поддерживают своими покупками небольшие фирмы и готовы ради них заплатить более высокую цену за товар; 1 См.: Романов А.Н., Корлюгов Ю.Ю., Красильников С.А. и др. Маркетинг: Учебник. М.: ЮНИТИ, 1995. 222
апатичные покупатели отдают предпочтение в первую очередь удобству и комфорту независимо от запрашиваемой цены. Государственное регулирование цен. Это тоже весьма значимый фактор. Правительственные меры, связанные с ценообразованием, проводятся по следующим направлениям: ограничение законодательным путем попыток сговора о ценах и установления фиксированных цен, которые могут предпринять производители товара и представители оптовой и розничной торговли; « пресечение законодательным путем вертикального фиксирования цен, заключающегося в том, что производители или оптовая торговля требуют продажи своего товара по конкретным ценам, контролируя таким образом розничные цены; запрещение ценовой дискриминации в отношении одних и тех же товаров, предлагаемых разным покупателям; преследование по закону хищнического ценообразования, т.е. запрещение продавать продукцию по ценам ниже себестоимости, чтобы привлечь покупателя и устранить конкурентов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Факторы, влияющие на уровень цен. Виды и процесс ценообразования» з дисципліни «Книговидання. Менеджмент. Маркетинг»