Особенности механизма ценообразования в книгоиздательском бизнесе России
Если проанализировать всю книжную продукцию, представленную на мировом рынке за последние 50 лет, то можно обнаружить периоды наиболее значительных изменений ценовой политики. Наибольший рост среднего поминала наблюдается в 1950—1970-х гг. В дальнейшем процесс повышения среднего номинала несколько замедлился, темпы удорожания книг снизились, чему содействовали меры жесткой экономии и рационализации, которые все более активно вынуждены предпринимать издатели. Проблеме образования цены на книгоиздательскую продукцию отечественные специалисты и исследователи уделяли и уделяют самое серьезное внимание. Неоднократно предметом научных дискуссий становились: возможные варианты партнерских соглашений между субъектами книжного рынка; модели формирования мелкооптовых, издательских и розничных цен в зависимости от разнообразных социально-экономических факторов; прогнозы динамики цен в соответствии с видами, жанрами или разделами литературы. Участники дискуссий исходили прежде всего из ключевого положения о том, что политика цен служит инструментом регулирования книжного рынка.
205
Формирование механизма ценообразования со стороны органов законодательной власти, принятое в дореформенный период и последовательно отменявшееся в постсоветское время, было следствием политики либерализации цен. Однако это привело к ликвидации такой важной государственной функции, как культурно-воспитательная, что никак не согласуется с конституционными требованиями. Многозвенность товародвижения, а также монополизм книготорговцев в отдельных регионах приводит к формированию 100%-ной наценки к стоимости книг исходя из отпускной издательской цены. Актуальность проблемы формирования издательских цен в последнее время обусловлена и такими факторами, как финансовый кризис, инфляционные ожидания, противоречивые прогнозы развития книжного рынка в сложившихся экономических условиях. Вопрос о единстве цен на книжную продукцию, дискутировавшийся на страницах профессиональной издательской прессы, так и остался в стадии трудноразрешимого в силу разного финансово-экономического потенциала издательских фирм, что делает неравными их шансы на прибыль. Ценообразование, будучи рыночном инструментом, происходит стихийно: цены складываются под воздействием спроса и предложения в условиях конкуренции. Цена в ее классическом понимании есть денежное выражение рыночной стоимости товара, которая определяется общественно необходимыми затратами труда, т.е. тем рабочим временем, которое требуется для производства товара при данных общественно нормальных производственных условиях и при среднем в данном обществе уровне сложности и интенсивности труда. К тому же немаловажным фактором остается учетная, распределительная, стимулирующая и регулирующая функции цены, что накладывает особый отпечаток на формирование индивидуальных цен для конкретного издательства. Процесс приватизации объектов книжной торговли, наблюдавшийся в 1990-х гг., не дал того экономического эффекта, который ожидался. В Москве и Санкт-Петербурге примерно 80% книжных магазинов оказались приватизированными, после чего 70% из них потеряли свой книготорговый профиль. Причиной деспециализации послужила порочная практика приравнивания их к объектам торговли, которые, в свою очередь, вносились в список предприятий, подлежащих обязательной приватизации. В связи с этим в ряде научных аудиторий дискутируется вопрос о необходимости частичного возврата к процессу огосударствления книжных магазинов. В качестве доводов выдвигается вполне обоснованный тезис о низких показателях хозяйственной деятельности частнопредпринимательских структур. Именно государство, используя свои специфические рычаги, может обеспечить как материально-техническую, так и торговую инфраструктуру.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Особенности механизма ценообразования в книгоиздательском бизнесе России» з дисципліни «Книговидання. Менеджмент. Маркетинг»