Заключительный этап начинается с утверждения в редакции сигнального экземпляра и завершается тогда, когда книга оказывается в руках у читателя. Он включает в себя различные формы пропаганды книги, книгораспространение, а также изучение результатов общественной оценки вышедшего издания. В пропаганде книги весьма полезным бывает участие автора, причем вместе с редактором, который в случае необходимости может уточнить оценку произведения. Участие автора в подготовке пропагандистских материалов позволяет улучшить их качество. На этом этапе значительную роль играют отдел сбыта и отдел рекламы. Руководитель отдела сбыта отвечает за определение сбытовой политики издательства, решает, какими должны быть масштабы присутствия издательства в розничной книжной торговле, на каких рынках оно будет представлено, какие контакты и с какими торговыми посредниками будут наилучшими и т.д. Руководитель отдела сбыта планирует, координирует и контролирует действия издательства на книжном рынке, обобщает всю информацию по этому вопросу, ведет работу по упаковке и подготовке к продаже книжной продукции. Большая часть его контактов с людьми относится к внешней среде издательства, он играет огромную роль в формировании имиджа издательства, проявляя такие качества, как коммуникабельность, понимание человеческой психологии, умение убедить собеседника, твердость и уверенность при достижении целей. Издательская реклама направлена на две дифференцированные целевые группы: книжную торговлю и конечного потребителя (читателя). Не во всех издательствах есть отдел рекламы, очень часто его роль выполняет менеджер производственного отдела. 60
На руководителе отдела рекламы лежит огромная ответственность — проведение рекламной кампании таким образом, чтобы заинтересовать покупателей, владельцев книжных магазинов новой книгой и содействовать ее сбыту, обеспечив тем самым издательству прибыль. Для этого сотрудники отдела контактируют со средствами массовой информации, используют продукцию собственного издательства для рекламы будущих книг, готовят плакаты и календари с изображением продукции издательства, устраивают в книжных магазинах широкие распродажи и встречи с авторами популярных книг, участвуют в книжных выставках и ярмарках. Хорошо поставленная работа рекламного отдела дает большой эффект и помогает издательству решить проблему сбыта и привлечения новых читательских аудиторий. Конечно, было бы ошибкой думать, что развернутая рекламная кампания проводится по каждой книге. Для рекламы большинства книг используются одно-два рекламных объявления, а для некоторых книг считается достаточным включить их названия в так называемый рекламный список, т.е. ограничиться обычным библиографическим перечнем. Маркетинговый бюджет, как правило, составляется исходя из ожидаемого объема продаж, поэтому львиная доля средств отводится на рекламу книг, перспективных с точки зрения реализации. Обычно это так называемые бестселлеры, а также книги известных авторов, знаменитостей или людей, имя которых в данный момент привлекает внимание публики. К этому же ряду можно отнести книги с полезными советами по здоровью, быту и досугу. Иногда издатель считает необходимым поддержать первый роман автора, в которого он верит.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Заключительный этап» з дисципліни «Книговидання. Менеджмент. Маркетинг»