Функциональные области имеют следующие отличительные характеристики: социальную — рост населения, развитие культуры и образования определяют структуру и характер потенциального рынка; изменение потребностей и стиля жизни приводят к трансформации понятий занятости и отдыха, а следовательно, к некоторым изменениям соотношения таких понятий, как спрос и предложение; правовую — издательства как организации различных форм собственности функционируют в определенных юридических рамках, поэтому существуют нормы права, регулирующие их 35
деятельность и разрешение споров внутреннего и внешнего характера (например, контрактное и авторское право, репринтные права); » государственную — государство в экономике может играть три различные роли: невмешательство в процессы экономики (свободный рынок); радикальное вмешательство (государственный контроль при социалистическом методе хозяйствования) и прагматическое вмешательство, т.е. согласование политических воззрений, индивидуальной инициативы, прибыльной мотивации, рыночных сил (регулируемый рынок); политическую — внутренний рынок находится под влиянием политических событий и решений; немаловажное значение имеет также воздействие политических факторов на операции в сфере международного бизнеса; технологическую — динамика спроса и предложения на рынке труда, ресурсов, финансов влияет на темпы инновационных процессов, а конкурентная борьба стимулирует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и развитие технологий; экономическую — процессы производства продукции всегда находятся в конкретной связи с уровнем занятости, платежным балансом, темпами экономического роста; ресурсная — умение рассчитать потребности в ресурсах, их наличие и возможности по рациональному использованию во многом определяет рентабельность производства и политику ценообразован ия. Внешняя среда издательства включает такие компоненты, как макросреда (политическая, экономическая, научно-техническая, экологическая, правовая, культурная и другие сферы развития страны), инфраструктура региона и микросреда. К факторам непосредственного воздействия внешней среды на эффективное функционирование издательства, т.е. к факторам микросреды, молено отнести: авторский коллектив; поставщиков ресурсов; потребителей; конкурентов; контактные аудитории (сфера действия специалистов по паб- лик рилейшнз); маркетинговых посредников (торговые партнеры, торговые посредники, рекламные агентства, средства массовой информации и т.д.); государственные органы (законодательство, налоговая система, внешнеэкономическая торговая деятельность и т.д.). 36
В функции менеджеров входит сбор и анализ информации (качественные и количественные показатели) по факторам внешней среды, а особенно микросреды. Это необходимо для своевременного и точного прогнозирования, выработки оптимальной стратегии издательства, сохранения стабильности его положения на книжном рынке и даже завоевания новых позиций с целью получения большей прибыли. Общеизвестно, что издательство, действуя на рынке и подчиняясь его законам, преследует одну цель (как и любое другое предприятие) — добиться максимальной прибыли. Это его стратегическая задача. Продукция издательства вынуждена конкурировать на книжном рынке с многочисленными альтернативными изданиями. Мы уже упоминали, что российский книжный рынок 1990-х гг. характеризовался явным превышением предложения над спросом почти по всем позициям книжной продукции. Поэтому теперь покупатель находится в центре внимания предпринимателя, а следовательно, и всей системы издательского менеджмента.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Функциональные области» з дисципліни «Книговидання. Менеджмент. Маркетинг»