Еще несколько лет назад специалисты книжного дела в России сетова- ли на то, что телевидение не проявляет должного интереса к книге. За рубежом телевидение и книгоиздание находятся в тесном контакте уже много лет. Существуют даже специальные телевизионные каналы, за.- нимающиеся продажей книг. Наиболее распространенная продукция теле- видения, посвященная книге, в США, Германии — клипы по отдельным изданиям и сериям, предназначенным стать бестселлерами. На их «раскрут- ку» уходит немало средств, но возвращаются они с лихвой. Рекламу книг в США, например, стали размещать в передачах, посвященных досугу.452 В результате отдельные издания распродаются тысячами экземпляров за день. Кулинарная книга «На кухне с Бобом» была распродана после такой передачи в течение дня в количестве 150 тыс. экз. Клипы на кассетах прокатываются на мониторах в салонах книжных магазинов, а иногда просто в витрине. Телевизионная передача о книге в нашей стране в 80-х годах была только одна — «Книжный двор». Передача носила просветительский, литератур- ный характер. В конце 90-х годов ситуация изменилась. Чисто рекламные жанры, мно- жество которых предлагает телевидение, популярностью пока не пользуют- ся. Например, обычные рекламные сюжеты, длящиеся 15—30 с и рассчи- танные на 10, 20, 30 и 40 эфиров, стоят достаточно дорого — от 2 до 8 тыс. долл. США. Такой рекламой пользовалось одно время издательство «Пано- рама» для продвижения своих многотиражных серий, издательство «ЭКС- МО» для рекламы детективных романов Александры Марининой. Крупные издательства предпочитают использовать для продвижения сво- их изданий специальные и регулярные телепередачи. Такие передачи реша- ют сразу несколько задач: они не только рекламируют конкретные издания и серии, но и работают на имидж самого издательства. Кроме того, издатель- ства имеют возможность вести продажи книг, используя заказы телезрителей. Такова, например, передача «Книжная лавка», инициированная изда- тельством «Терра». «Книжная лавка» знакомит телезрителей с очередны- ми новинками каждое воскресенье. Передача длится 20—25 мин, за это время рекламируется до 30 книг. По будням идет передача «Графоман» с подзаголовком «Книжные ново- сти». В ней несколько постоянных рубрик. В ходе передачи анонсируются книжные новинки издательств; сообщаются новости о ярмарках, выстав- ках, литературных чтениях, презентациях, юбилеях писателей; приводят- ся различные рейтинги изданий; демонстрируются небольшие сюжеты на литературные темы. Передача «Домашняя библиотека» идет в эфире утром 15—20 мин. Инициированная книготорговой фирмой «Бета-Сервис» и рядом изда- тельств, «Домашняя библиотека» практикует прием и выполнение заказов на книги от телезрителей. Ее ведущие успевают обычно представить по несколько новых книг из 6—7 серий различных издательств: развивающие книги для детей разного возраста, сказки, популярная медицина, кулина- рия, классика, детективы и т.д. Каждое воскресное утро в эфире появлялась программа «Книгочей». Инициаторами передачи выступили несколько издательств при информа- ционной поддержке Госкомпечати России и газеты «Книжное обозрение». Передача обычно представляла собой рассказ известного писателя, крити- ка, художника книги о литературе, встречах с известными авторами, пре- рываемый мини-сюжетами о книжных новинках. Еще одна передача о книгах называлась «Книжный мир». Ее заказчик — издательство «Воскресенье». Она проходила по пятницам вечером в формерепортажа из московского книжного магазина «Библио-Глобус», где камера акцентировала внимание на полках с книгами издательства «Воскресенье». Передача «Книжный магазин» организована при участии газеты «Аргу- менты и факты» и издательства ACT; выходила в эфир днем по воскресеньям. Она имела форму продолжающегося спектакля, где действие разыгрывалось в уютном книжном магазине с постоянными персонажами и их гостями. Цен- тром разнообразных ситуаций становилась какая-либо новая книга. Передача длилась 30 мин и знакомила телезрителей с 20—25 книгами. Были и другие попытки организации «книжных» передач на телевидении. Однако специфи- ка рыночных отношений и конкуренция не дали им шанса на длительный успех. Через полгода-год они прекратили свое существование.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Телевидение и радио» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»