Теперь уже практически нет ни одного издательства, которое бра- лось бы издавать литературу по все- му или очень широкому спектру проблем. Как показывает практика в из- дательствах выкристаллизовывается одно-два или несколько основных тематических направлений, на которых формируется имидж фирмы, и не- сколько вспомогательных (перспективных), которые при определенных условиях могут стать лидирующими. Таким образом, даже крупные изда- тельства ограничивают себя определенной тематической сферой (напри- мер, экономической, по информатике, по медицине, литературе) или про- блематикой (по маркетингу, менеджменту, бухгалтерскому учету и аудиту). Период всеядности издательств, когда они брались за издание любой рен- табельной и ходовой литературы, характерный для начального этапа рын- ка, завершается, и в настоящее время отчетливо просматриваются харак- терные процессы их специализации и завоевания «своего» постоянного покупателя. Вследствие этого процесса большинство издательств перешло от спонтанного, подчиненного конъюнктуре выпуска книг к долговремен- ным программам формирования спроса покупателей и соответственно к программам издания пользующихся у них спросом книг. Простейшие расчеты показывают, что при существующем в настоящее время числе издательств (на начало 1998 г. лицензии получили свыше 11000, а выпускают книги около 3500) и широком, но все же ограниченном числе проблематик, на рынке будет обостряться конкуренция. Уже сегодня де- сятки издательств выпускают детективную литературу, литературу по мар- кетингу, компьютерам, народной медицине, астрологии и прочим пробле- мам, которые пользуются спросом у читателей, и ожидать изменения такой ситуации не приходится. В противовес распылению сил может развивать- ся процесс концентрации за счет расширения производства одних, исчез- новения других или объединения издательств по различным организаци- онно-правовым формам (холдинги, акционерные общества). Но эти процессы идут значительно медленнее, чем создание новых небольших фирм. Поэтому жесткая конкуренция на рынке между издательствами за покупателя будет реальностью, и необходимо научиться правильно оце- нивать ситуацию и позиционировать деятельность своей фирмы на рынке относительно конкурентов. Вторая особенность современного книгоиздательского процесса — это ограничение деятельности издательств по регионам. Процесс регио- нализации сбыта продукции обусловлен небольшими тиражами книг и экономическими условиями их распространения, а также все той же кон- куренцией. Времена, когда центральные издательства обеспечивали рас- пространение книг по всей стране, ушли в прошлое. Поэтому издательст- вам необходимо готовиться к таким процессам, как выход на новые рынки, где уже есть традиционные (местные) продавцы книжной продукции, и ведению корректной конкурентной борьбы за читателей.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Конкуренты и партнеры. Специализация на рынке» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»