Есть еще один подход к затратам, казалось бы, близкий к рассмотрен- ному, но все же принципиально от него отличающийся. Это разделение затрат на прямые и косвенные, смотря по тому, как они относятся к кон- кретному заказу (изданию). «Прямыми расходами называются те, которые могут быть отнесены непосредственно на себестоимость определенного издания. Расходы, падающие на все издательство в целом или на часть его и распределяемые затем между отдельными изданиями по определенному принципу (так как прямой связи между этими расходами и каждым изда- нием нет), называются косвенными» [Маркус В.А. Там же. С. 216].312 Прямые затраты близки по содержанию к переменным, но все же это не одно и то же. Так, авторский гонорар, непосредственно связанный с конкретным изданием, безусловно, относится к прямым затратам, но яв- ляется при этом видом постоянных (не связанных при условиях, отмечен- ных выше, с тиражом) расходов. Косвенные затраты практически все яв- ляются постоянными, поскольку они, не будучи связанными с каким-то конкретным изданием, не реагируют на изменение его тиража, объема выпуска. Поэтому и возникает вопрос об их распределении. Существо же отличий двух классификаций и соответственно способов учета затрат в том, что при первом из рассмотренных вариантов (так на- зываемая система директ-кост — direct cost — дословно «прямая стои- мость») учет затрат по изданиям ведется только в части переменных рас- ходов, постоянные (накладные) расходы без распределения между изданиями вычитаются из общей суммы маржинального дохода 1 . При вто- ром варианте (система полного распределения затрат) косвенные расходы распределяются между видами продукции пропорционально определен- ным показателям (базам). Во времена строгой регламентации управления издательской деятель- ностью обязательной к использованию была система учета, основанная на принципе полного распределения затрат; косвенные расходы распре- делялись пропорционально объему в издательских листах. Хотя для изда- тельской продукции такими базами могут быть и объем в печатных лис- тах-оттисках, отпускная стоимость или прибыль в рублях и др. Выбор базы распределения косвенных расходов (в нашем примере составляют 60 000 руб.), естественно, самым существенным образом влияет на себестоимость издания (табл. 13.7). 1 Положением по бухгалтерскому учета «Учетная политика предприя- тия» (ПБУ 1 /94 — Положение к приказу Минфина России от 28.07.94 № 100) предприятиям предоставлено право выбора способа распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и допускается разделение затрат на переменные и постоянные и исчисления неполной (сокращенной, частичной) себестоимости продукции. Таблица 137 Показатель Шифр строки, форула расчета Объем, уч.-изд. л. Листаж, тыс. усл. печ. л:- отт. Число изданий Реализа- ция, руб. Доход, руб. Выпуск за соответ- ствующий период (1) 600 3000 25 300 000 55000 Отдельное издание (2) 29 87 1 51 000 7000 Удельный вес от- дельного издания, % (3)** (2)/(1)х100 4,8 2,9 4,0 17,0 12,7 Косвенные расходы на отдельное издание (4)** 60000х(3)/100 2880 1740 2400 10200 7620 313 Таким образом, сумма косвенных расходов, относимых на издание, в зависимости от выбора показателя, пропорционально которому эти рас- ходы распределяются, может различаться в 5 раз и более. Могут использоваться и более сложные системы распределения, повы- шающие его точность. Предварительно косвенные расходы разносятся между редакциями, фирмами, подразделениями (центрами затрат); на- пример, расходы по содержанию помещения — пропорционально зани- маемой площади, а затем уже косвенные расходы редакции — между под- готовленными ею изданиями. Однако есть мнение, и мы к нему присоединяемся, когда продукты производятся совместно, обособленная «правильная» себестоимость для каждого не может быть найдена, так как «повышать точность калькуляционных расчетов путем увеличения числа знаков базы распределения после запятой в большинстве случаев беспо- лезно» [Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих/Пер, с нем. М: Финансы и статистика, 1992. С. 39]. Метод учета затрат директ-кост при- меним для определения продажной цены издания, так же как и метод каль- куляции полных затрат. «Для калькуляции цены продажи методом ставок покрытия важно как можно точнее определить производственные затраты и вычислить процентную надбавку в размере необходимой суммы покры- тия» [Манн Р., Майер Э. С. 128]. Действительно, рыночная цена издания определяется соотношением спроса и предложения, а не скалькулированным итогом затрат. Поэтому необходимо из рыночной цены вычитать производственные затраты и обеспеченную сумму покрытия сравнивать с требуемой. Система учета затрат без распределения постоянных (накладных) рас- ходов между отдельными изданиями успешно позволяет принимать ре- шения в ряде типовых ситуаций управления прибыльностью издания.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Прямые и косвенные затраты» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»