Тираж как характеристика масштаба производства в любой сфере де- ятельности является важнейшим фактором в книгоиздательском бизнесе.306 Этот фактор позволяет раскрыть, пожалуй, самое существенное для понимания — отношение затрат к изменению важнейшей характеристики хозяйственной деятельности, к ее масштабу, объему производства, понять деление затрат на постоянные и переменные. Постоянные расходы (применяются также термины «периодические расходы», т.е. расходы, которые зависят от периода — год, квартал, месяц, их предприятие несет постоянно, а также «затраты на организацию и под- готовку производства» — термин, обозначающий содержание, сущность этих расходов) остаются стабильными при изменении объема производ- ства, соответственно их объем в себестоимости единицы издательской продукции изменяется. Переменные расходы (широко используется также термин «прямые расходы» — расходы, прямо относящиеся к каждой единице продукции) изменяются пропорционально объему, и в себестоимости единицы про- дукции их значение не меняется. В условиях «дорыночного» книгоиздания, когда все затраты в стро- гом соответствии с утвержденными положениями, прейскурантами и по- добными нормативными документами формировались по ставкам, рас- ценкам, отпускным ценам, к постоянным расходам однозначно относились следующие: на авторский гонорар, кроме гонорара за произ- ведения художественной и общественно-политической литературы, ко- торый хотя и по нисходящей шкале, но был связан с тиражом изданий; на графику; на обработку и оформление оригиналов; общеиздательские рас- ходы; расходы на набор и изготовление фотоформ офсетной и глубокой печати. В настоящее время практически только общеиздательские (общепро- изводственные и общехозяйственные) расходы сохраняют характер по- стоянных. Авторский гонорар, как уже отмечалось выше, все чаще в соот- ветствии с мировой практикой выплачивается в процентах от суммы реализации, а значит, непосредственно зависит от тиража книг. Встреча- ются случаи, когда оплата труда редакционного персонала, причем не толь- ко внештатного, но и штатного, организована аналогичным образом. И если не прямо через установленные оклады, то косвенно, через различные пре- миальные системы, фонд оплаты труда (а следовательно, и основная сум- ма редакционных расходов) зависит от дохода от выпущенных изданий, т.е. также от объема производства. Расчеты за типографские работы теперь, как правило, не разделяются на составные части, отдельные операции или процессы — услуги поли- графических предприятий оплачиваются преимущественно за каждый эк- земпляр издания или за 1 лист-оттиск, и, таким образом, расходы на них также являются постоянными, хотя по формированию и отношению к ти- ражу расходы на полиграфические процессы совсем не однородны: на на- борно-формные — постоянные, на печатные и брошюровочно-пере-плет- ные — переменные.307 Постоянные расходы в свою очередь можно разделить на две части. Первая в основном определяется мощностью издательства. К ней относят- ся: амортизационные отчисления, налог с имущества, заработная плата обслуживающего персонала с начислениями. Изменить эти расходы в ко- роткий срок практически невозможно. Вторая часть расходов (их можно обозначить как «представленные на усмотрение руководства»): расходы на исследования, рекламу, на проведение консультаций, на повышение квалификации сотрудников, благотворительные взносы и т.п. — в крити- ческий момент может быть снижена. Таблица 13.4 иллюстрирует влияние тиража на различные группы рас- ходов и себестоимость издания в целом. Эту же картину можно представить графически (рис. 13.2, 13.3). Гра- фики наглядно раскрывают следующие общеизвестные положения. 1. С ростом объема производства (тиража издания) себестоимость единицы продукции (экземпляра) снижается благодаря относительному уменьшению постоянных расходов (относительному в том смысле, что уменьшается их размер в каждой единице продукции — экземпляре — при сохранении общей суммы неизменной). 2. Если в течение какого-то периода предприятие не выпускает про- дукцию, то постоянные затраты будут убытками этого отчетного периода. Поэтому знать их размер — значит знать минимальный риск убытков. Таблица 134 Расходы, руб., при тираже, экз. 50 00 10000 20000 Статьи расходов всего на 1 экз. всего на 1 экз. всего на 1 экз. Постоянные: 11930 2,39 11930 1,19 11930 0,60 авторский гонорар 5000 1,00 5000 0,50 5000 0,25 редакционные 2930 0,59 2930 0,29 2930 0,15 общепроизводственные 1000 0,20 1000 0,10 1000 0,05 общехозяйственные 3000 0,60 3000 0,30 3000 0,15 Переменные: 34040 6,81 68080 6,81 136160 6,81 бумага для текста 13740 2,75 27480 2,75 54960 2,75 бумага для обложки 800 0,16 1600 0,16 3200 0,16 типографские' 18000 3,60 36000 3,60 72000 3,60 коммерческие 1500 0,30 3000 0,30 6000 0,30 ВСЕГО 45970 9,20 80010 8,00 148090 7,40 * Для «чистоты» примера стоимость типографских расходов на 1 экз. принимается одинаковой для разных значений тиража, хотя в действительности они существенно снижаются, потому что для полиграфических предприятий они являются суммой постоянных и переменных расходов 3083. Продажа товара по ценам ниже переменных расходов увеличивает минимальную сумму убытков с выпуском каждого экземпляра и с эконо- мической точки зрения делает такой бизнес бессмысленным. Наложим на рассмотренные графики линии отпускной стоимости (вы- ручка от реализации) и цены 8 тыс. руб./экз. (рис. 13.4 и 13.5) 1 . На графиках хорошо видно, что существует точка, которая фиксирует пограничное положение. На первом графике точка пограничного положения — это точка пере- сечения линий отпускной стоимости и полной себестоимости, на втором — точка пересечения линий цены и себестоимости одного экземпляра. Эту точку называют «точка критического объема производства». Выделив в общей сумме затрат постоянные и переменные расходы, можно использовать наряду с понятием «прибыль» также понятие «мар- жинальный доход», который означает разность между выручкой и пере- менными расходами (в другой терминологии «сумма покрытия» — покры- тие доходом постоянных расходов).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Тираж издания. Постоянные и переменные расходы» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»