Рассмотрим влияние объема и оформления издания на размер автор- ского гонорара. Прежде всего следует учитывать, по какому принципу го- норар выплачивается. Есть две принципиальные схемы, между которыми могут «располагаться» промежуточные варианты. Первая — определение гонорара по проценту от продажной (отпускной) цены издательства 1 . Вто- рая — «полистная система оплаты» — определение гонорара по фик- сированной ставке за авторский лист 2 . Однозначно определить, какой из вариантов выгоднее для издательст- ва, нельзя. Оба варианта могут иметь одинаковый арифметический ре- зультат: например, 350 руб./авт. лист при объеме издания 10 авт. листов равнозначно 7% за тираж 5000 экз. по 10 руб. за экз. Хотя, по логике, сум- ма гонорара при первом варианте должна быть меньше, чем при втором. Оплата «по проценту», как правило, сопряжена для автора с определен- ным риском. К тому же, по сравнению с полистной оплатой — это от- ложенные, растянутые во времени выплаты. Автор несет определенные потери, кредитуя издательство. В отношении уровней ставки за авторский лист и ставки по проценту от продажной цены действуют сегодня рыночные механизмы регулиро- вания: чем выше доход может принести издательству книга (чем ниже риск, известнее автор, интереснее издание, проработаннее авторский оригинал, длиннее срок уступки прав и т.п.), тем выше может быть эта ставка. Раз- рыв может достигать 10 раз. В среднем ставки по проценту составляют от 2 до 12%; ставки за авторский лист — от 200 до 2 500 руб. 3 Из самого механизма определения гонорара при полистной системе оплаты следует его прямая зависимость от объема издания. Аналогичным образом влияет этот фактор на гонорар за графические работы, на редак- ционные и типографские расходы, если в основе их формирования лежит 1 Здесь в свою очередь могут быть различные варианты: процент от фактичес- ки полученной выручки; процент от реализации, исчисленной по крупнооптовой цене издательства, либо по некоей фиксированной величине, например 4,5 долл. США за экземпляр и др. 2 В доперестроечные времена это была единственная строго регламентирован- ная система выплаты авторского вознаграждения. С развитием рыночных отно- шений широкое распространение получил принцип участия автора в прибыли. В последнее время вновь начинает использоваться полистная система оплаты. 3 В качестве ориентиров могут быть полезны действовавшие ранее соотноше- ния ставок гонорара: Оригинальное издание Переводное издание Категория первое, % переиздание, % первое, % переиздание, % Автор 100,00 70,00 60,00 42,00 Переводчик - — 62,50 43,75 304 принцип оплаты за единицу объема — в авторских, издательских, печат- ных листах и т.п. И при другой схеме формирования (по проценту от реа- лизации) объем, пусть опосредованно — в той мере, в какой цена зависит от объема, — влияет на сумму расходов, поскольку он является фактором трудоемкости и материалоемкости издания. Таблица 13.3 иллюстрирует влияние объема на прямую себестоимость издания. Уменьшение объема II варианта издания по отношению к I на 5 авт. листов приводит к снижению суммы прямых расходов на 7370 руб. (39 950—32 860), или на 3,42 руб. (7,99—6,57) на каждый экземпляр. Умень- шение объема IV варианта издания по отношению ко II также на 5 авт. листов означает снижение расходов уже на 17 960 руб. (32 860— 14 900), или на 3,61 руб. (6,57—2,98) на каждый экземпляр. Объясняется это тем, что в I варианте объем в печатных листах снижается на 4,9 (28,7— 23,8), а во II - на 14,3 (23,8-9,5). Еще раз обратим внимание на соотношение объема в издательских и печатных листах, т.е. коэффициент емкости печатного листа. Без измене- ния объема авторского текста объем издания может быть изменен приемами художественного и технического оформления с соответствующими послед- ствиями для экономики издания. В нашем примере увеличение коэффици- ента емкости с 1,02 (II вариант; 24,3:23,8) до 1,10 (III вариант; 24,3:22,1) приводит к снижению расходов на бумагу, типографские расходы и соот- ветственно общей суммы затрат на 1300 (32860—31560) руб., или на 0,2 руб. на каждый экземпляр. Число и вид (характер) иллюстраций также существенно влияют на себестоимость издания, хотя это влияние нельзя измерить так четко, как влияние объема издания. Этот фактор воздействует в первую очередь на Таблица 133 Вариант издания Показатель I II III IV Объем в листах: авторских 20 15 15 10 учетно-издательских 29,3 24,3 24,3 10,5 условных печатных 28,7 23,8 22,1 9,5 Расходы, руб.: авторский гонорар (250 руб. / авт. лист) 5000 3750 3750 2500 редакционные (100 руб. / уч.-изд. лист) 2930 2430 2430 1050 бумага для текста (5400 руб. / т) 13220) 10880 10580 4550 бумага для обложки (12 000 руб. / т) 800 У 800 800 800 типографские 18000 15000 14000 6000 ВСЕГО 39950 32860 31560 14900 на 1 экз. 7,99 6,57 6,31 2,98 Справочно: Коэффициент емкости печатного листа 1,02 1,02 1,10 1,10 305 сумму вознаграждения художников и графиков и на типографские расхо- ды в той мере, в какой иллюстрации являются фактором, повышающим сложность этих работ. Наличие иллюстраций, их красочность определя- ют, как правило, также особые, повышенные требования к бумаге. Поэто- му и расходы на бумагу зависят от рассматриваемого фактора. От того, выпускается книга в обложке или в переплете (с супероблож- кой или без нее), зависят как состав и уровень расходов на бумагу и пере- плетные материалы (дополнительные расходы на дорогостоящие картон, коленкор или ледерин, бумагу на форзац и т.д.), так и уровень типографских расходов. Полиграфическое изготовление (бумага, материалы, типографс- кие работы) 1 экз. в обложке в среднем на 1,5 руб. дешевле, чем в переплете. Футляр, ленточка-закладка, закраска обреза книжного блока, обуслов- ливая повышение расходов на типографские работы, бумагу и материалы, влияют на себестоимость издания аналогичным образом. Итак, в целом не устаревают положения о том, что «большое значение для снижения себестоимости... имеет уменьшение объемов книг, экономичное офор- мление изданий, повышение до допустимого предела емкости печатного лис- та...» [Маркус В.А. Организация и экономика издательского дела. 4-е изд., пере- раб. М., 1983. С. 285]. Для снижения себестоимости — безусловно, но для повышения прибыльности издания — с оговорками. А именно — только тогда, когда, уменьшая, снижая, сокращая, мы устраняем излишества и не влияем от- рицательно на возможности реализации, на коммерческий потенциал, на цену издания. Другими словами, любой элемент оформления как фактор удорожа- ния издания должен быть соответствующим образом обоснован с точки зрения опережающего или по крайней мере «покрывающего» роста цены. Например, если использование бумаги более высокого качества увели- чивает себестоимость на 15%, с 5 до 5,75 руб. за экз, но при этом продаж- ная цена может быть повышена с 7 до 8,3 руб., то будут не только возме- щены дополнительные расходы, но и обеспечена дополнительная прибыль (рентабельность в первом случае составляет 40%, во втором — 43%). Ответы на вопросы об оптимальном объеме, оформлении издания, об оптимальной продажной цене предполагают знание всего того сложного механизма, который можно назвать МАРКЕТИНГ книги. Теперь подробнее остановимся на особом факторе — тираже издания — особом не только по значимости воздействия на уровень и структуру затрат, но и по раскрытию «логики поведения» себестоимости издания.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Объем и оформление издания» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»