Казалось бы, любой читатель может оценить, хорошо или плохо изготовлена книга. Однако это не совсем так: недостаточно судить о качестве по принципу «нравится — не нравится», оценивать качество надо по нормативно-техничес-224 ким правилам, выполнение которых обязательно для полиграфических пред- приятий. Отметим, что контроль качества оттисков, как и любой контроль в процессе производства книги, направлен на то, чтобы предупредить брак или просто не позволить снизить качество продукции. Когда книга уже готова и сдается заказчику, обычно можно только констатировать, что уровень ее поли- графического исполнения не соответствует ожиданиям. Чтобы избежать этой ситуации, в издательском деле практикуют проверку «чистых листов». Это от- печатанные на машине листы из числа первых, которые в издательстве читают, чтобы удостовериться, учла ли типография внесенную при подписании в пе- чать правку и не допустила ли каких-либо недочетов. Если чистые листы про- веряют сразу, то можно успеть внести необходимые изменения в печатающиеся листы тиража или своевременно подготовить список опечаток для печати на свободном месте в последнем листе книги или на специальной вклейке. Когда тираж книги полностью отпечатан, полиграфическое предпри- ятие представляет издателю несколько «сигнальных» экземпляров книги, которые могут отличаться от тиража тем, что переплетные работы (отдел- ка книги) выполнены вручную. По этим сигнальным экземплярам заказ- чик может судить о качестве полиграфического исполнения книги в це- лом. Если сигнальные экземпляры удовлетворяют требованиям издателя, типография заканчивает отделочные работы и упаковывает продукцию, после чего заказчик может вывезти ее из типографии. Существуют определенные дефекты, по которым книготоргующие ор- ганизации бракуют издания по качеству полиграфического исполнения при оптовой приемке. Наличие хотя бы одного такого дефекта достаточно для забраковки экземпляра издания. В принимаемой партии не должно быть более 1% забракованных экземпляров от их числа в отобранной пробе. Если же число забракованных экземпляров превышает 1%, то не принима- ется и возвращается поставщику (издателю) вся партия. Такой порядок может быть принят и во взаимоотношениях заказчика (издателя) и испол- нителя (полиграфического предприятия). Рассмотрим, какие же дефекты являются бракующими. Прежде всего это дефекты печати текста и иллюстраций, которые исключают возмож- ность пользования изданием: «белый лист» (незапечатанный), макулатур- ный лист, нечитаемый текст, потеря участков текста или иллюстрации. Бракующий дефект может возникать при фальцовке или обрезке блока, когда текст или иллюстрации из-за перекоса «зарезаются». В готовом издании может быть нарушена комплектность или последо- вательность элементов: чужие, перевернутые, лишние, перепутанные тет- ради, вкладки, вклейки, приклейки или их может недоставать в комплекте. Может быть, наконец, не соблюдена правильная последовательность стра- ниц в тетради. В результате дефектов шитья («обшивки» — непрошитых листов или тетрадей) или раскола в корешке (чаще всего при бесшвейном скреплении блока) могут выпадать его отдельные элементы (тетради, листы).225 Бракующими являются грубые дефекты приклейки форзаца, каптала и вставки блока в переплетную крышку, вызывающие надрывы в первых и последних листах книги, отставание форзацев, отсутствие одного или обоих кантов. Брак может быть вызван потерей товарного вида издания из-за гряз- ной, рваной, мятой обложки. Обложка может быть так перекошена или сдвинута, что текст на корешке смещается за его пределы. К браку приводят дефекты переплетной крышки (пузыри, морщины, складки, надрывы материала, грязь, перекосы, искажение текста или изо- бражения), из-за чего книга теряет товарный вид и бракуется. Наконец, потеря товарного вида издания может быть вызвана грубоде- формированным корешком блока (неисправимая деформация). К печатной продукции предъявляются следующие требования. Преж- де всего на тиражных листах не должно быть повреждений: надрывов кра- ев, загнутых углов, морщин, масляных пятен, следов пальцев рук и т.п.; на пробельных участках изображения и оборотной, еще не запечатанной, сто- роне оттиска — следов отмарывания краски и тени, которая может по- явиться, например при недостаточном увлажнении формы в процессе оф- сетной печати. Чтобы предотвратить отмарывание красок при печати нa мелованной бумаге, на оттиски в процессе печатания наносят специаль- ный противоотмарывающий порошок, раскладывают оттиски на небольшие пачки (300— 1500 листов), предупреждая тем самым перетаскивание крас- ки на оборот листа. Не старайтесь сэкономить на качестве полиграфического исполнения изданий. Помните, что полиграфическая продукция высокого качества ско- рее найдет своего покупателя, чем небрежно подготовленная и выполнен- ная. Рынок диктует свои законы, и качество постепенно выходит на пер- вый план. На оттисках не должно быть следов смазывания краски, которые воз- никают, например, при сталкивании свежеотпечатанных листов — вырав- нивании их положения в стопе. При многокрасочной печати должна быть соблюдена необходимая соч- ность совмещения изображения. Понятно, что требования к крупно- форматному плакату по технике безопасности иные, чем к открыткам и высококачественным репродукциям. Обычно отклонение от точного со- вмещения не должно превышать 0,1—0,2 мм. Измеряют точность совме- щения по специальным меткам-крестам с помощью оптических луп (обыч- но семи-, десятикратных). Должны быть соблюдены необходимые размеры полей и точность при- водки при текстовой печати (о ней судят по совпадению строк с лицевой и оборотной стороны листа: оно не должно быть хуже чем 0,3—0,5 мм). Тиражные оттиски должны соответствовать утвержденным листам-эта- лонам по цветовому тону, градациям и размерам изображения. Значения оптических плотностей первичных цветов при триадной печати должны226 совпадать с указанными в ОСТ 29.66—85 «Оттиски печатные. Денсито- метрические нормы печатания. Методика определения и показатели». Зна- чения оптических плотностей отражения контролируются с помощью при- бора — цветного денситометра печатником и инженерно-техническим персоналом (мастер, начальник цеха, технолог, сотрудники лаборатории и ОТК) по шкалам оперативного контроля печатного процесса. Только сис- тематический денситометрический контроль качества оттисков в процес- се печатания тиража и сравнение их с подписным листом-эталоном могут обеспечить идентичность печати в тираже. Высокое качество полиграфического исполнения продукции, систе- матический контроль требуют определенных затрат, связанных хотя бы с необходимостью печатания шкал оперативного контроля в обрезном поле. Постарайтесь общаться непосредственно со специалистами полигра- фического предприятия, отвечающими за качество продукции. Если они почувствуют вашу заинтересованность в высоком качестве выпускаемого издания, их усилия могут приобрести конкретную направленность и обес- печить высокий уровень полиграфического исполнения. Количественные допуски на показатели качества прямо связаны с ви- дом печатной продукции, ее назначением и другими условиями. Нужно стремиться, а чаще всего просто необходимо обеспечить, чтобы весь ти- раж издания был отпечатан на профильной бумаге одного сорта, оттенка и массы. Время, когда читатель готов был купить любой детектив, отпе- чатанный на газетной бумаге серого, розового и голубоватого оттенков в одном книжном блоке, уже прошло. Иногда издатель, подготовив пленки диапозитивов для выпуска, например, черно-белой иллюстрированной книги способом офсетной печати, из экономических соображений заме- няет в конце концов офсетную печать на высокую с использованием ру- лонных ротаций и более дешевой типографской бумаги. В этом случае качество полутоновых иллюстраций, которые для офсетной печати вы- полняются с линиатурой растра 40—60 лин./см, выходит за уровень даже самого низкого качества и представляет собой очевидный брак. Низкое качество полиграфического исполнения книги может сорвать сбыт, а значит, издателю надо постоянно совершенствоваться в оценке этого качества, для чего читать специальную литературу, посещать книжные вы- ставки, знакомиться с лучшими отечественными и зарубежными образца- ми продукции.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Требования к качеству полиграфического исполнения» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»